Житие и чудеса Святого праведного Иоанна, исповедника, Оленевского чудотворца

Цитируется по сайту http://pravoslavie58region.ru.

Когда землю Русскую с 20-х годов двадцатого столетия покрыла ночь безбожия, «Бог, богатый милостью» (Еф.2,4), благоволил даровать миру светильника и великого праведника – святого исповедника Иоанна, чудотворца Оленевского.

Быть праведником в мире, который «лежит во зле» (1 Ин.5,19), было всегда трудно. Тем более быть праведником в 20-м столетии, когда сама вера вменялась в преступление и подвергалась уничижению и уничтожению, было величайшим и наитруднейшим подвигом. Такой подвиг нес и до конца совершил святой праведный Иоанн. А, так как, «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим.3,12), – сказал Господь, то праведная и благочестивая жизнь во времена гонений на Церковь была исповедничеством. Таким славным и добропобедным исповедником Христовым был святой праведный Иоанн Оленевский.

Великий праведник и исповедник Христов Иоанн (Иван Васильевич Калинин) родился в земле Сурской 29 августа 1854 года в праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Имя Иоанн означает – благодать Божия. С самого раннего детства Иоанна на нем была благодать Божия, которая через него обильно подавалась людям. Родился праведник в праздник святого Иоанна Предтечи – Пророка, девственника, проповедника покаяния, мученика, начальника пустынножителей. Святой праведный Иоанн всю жизнь пребывал девственником, призывал людей к покаянию и исправлению жизни, был увенчан венцом исповедника Христова, любил молитву и уединение, был великим постником, имел от Бога дар прозорливости.

Еще до рождения младенца Иоанна в село Оленевку прибыли два монаха и пророчески сказали: «Скоро здесь у вас родится младенец, который будет велик среди верных». Через год родился избранник Божий Иоанн.

Страница 1


Иоанн рано остался сиротой. Отца своего он не помнил. Ксения, мать его, также скончалась в раннем его детстве. Иоанн с Псалмопевцем мог сказать: «странник я на земле» (Пс.118,19), ибо во всю жизнь свою не имел своего жилища. Материнский домик возле церкви дважды поджигали, после чего они, с помощью всей деревенской общины, вновь строились. Когда же мать скончалась, домик совсем отняли, поместив в нем пушную артель, а сироту переселили к племянницам Марфе и Татиане. После их кончины мальчик стал жить у двоюродной сестры своей Наталии.

С детских лет, живя с матерью возле церкви, Иоанн возлюбил Божественную службу. Уже с семи лет он читал и пел в церкви. Бог даровал ему красивый и благозвучный голос. Иоанн пел дискантом и тенором. Народ всегда утешался и радовался его пению. Бывало, говорят: «Чего мы в Борисовскую церковь пойдем, лучше в Оленевскую, хоть послушаем Ивана Васильевича, утешимся его пением». Рассказывали: «Пение Иоанном «Хвалите Имя Господне» без слез нельзя было слушать».

Вся жизнь Иоанна была проникнута размышлениями о Боге. Этим были наполнены его детские игры и занятия. «Что ты тут строишь, Ванюша?» – спросят его иногда взрослые. «Целькву», – отвечает двухлетний малыш, сооружая из глины, камешков и деревянных брусочков маленькую церквушку. Родственники впоследствии рассказывали, что Иоанн, будучи маленьким, в куклы играл: они шли в церковь молиться, а кто из них «умирал», он нес их на кладбище, устроенное тут же около церкви, и «хоронил». Это предзнаменовывало будущее его служение, духовное пастырское окормление – руководство людей. Иоанн с детства сторонился всего грубого и нечистого. Сам он впоследствии вспоминал: «Я с ребятишками не играл. Я – с девчонками: кукол у них «хоронил», «отпевал».

Еще отроком он начал проводить строгую жизнь. Спал он мало, сидя или согнувшись на полу. Пищу, он принимал редко и помалу. С детства Иоанн отказался от вкушения мяса. Обыкновенной пищей его была мелкая печеная картошка, которую он запивал чуть подслащенным чаем. Хлебушка ситного иногда пожует-пожует, вынет изо рта, да птичкам и отдаст. Сласти блаженный отрок не принимал с малых лет, а конфеты детишкам раздавал. Раз в год, на Святую Пасху, он позволял себе вкусить лишь одно яйцо, радости ради Светлого Христова Воскресения. Когда горло заболевало, позволял себе испить стакан молока, ради пения и служения Богу. Однажды, чувствуя себя нездоровым, попросил он сварить каши гречневой на молоке. Ему сварили, а он лишь только попробовал.

Иоанн очень любил молитву. Обычно он молился ночью. Немного вздремнет и снова на молитву. Молится и слезы проливает. Наталия, двоюродная сестра, во время починки его одежды ворчала на него: «Все коленки изъерзал и изодрал…» Воспевая со святым пророком и Псалмопевцем Давидом: «Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому» (Пс.83,2-3), блаженный отрок не пропускал ни одной церковной службы.

Страница 2

В школе Иоанн не учился, но, будучи просвещен свыше, хорошо знал клиросное пение, алтарничал и был псаломщиком в церкви. В церковь он приходил первым, а уходил последним. Печалуясь о каждом человеке, он часто обращался к людям: «Что ты не ходишь в церковь? Матерь Божия накажет. Здесь и Киев, и Иерусалим», – так говорил он о церкви Соловцовской.

Служа в церкви, Иоанн сапожничал, вязал пуховые платки. Господь дал ему дар исцеления зубных болезней – люди к нему обращались. Даже животных лечил блаженный – по слову Премудрого: «Праведный печется и о жизни скота» (Притч.12,10). За труд свой он никогда ничего не брал. В армию его не брали. Родственники рассказывали, что Иван Васильевич воспитывал сироту-сапожника, вместе с ним сапоги шил и похоронил его 18-летним.

Однажды, лет четырнадцати отроду, пришел Иоанн помолиться в Кочетовку Каменского уезда, где жил старец Иоанн Кочетовский – блаженный Ванюша. Подошел блаженный к Иоанну, положил свою руку ему на плечо и, улыбаясь, протянул: «Ты будешь выше меня. К тебе будет слетаться народ, как птицы с небес».

Действительно, народ Божий всегда стекался к Иоанну, ища духовного совета и руководства, ибо: «Стезя праведных – как светило лучезарное» (Притч.4,18), и – «Праведник указывает ближнему своему путь» (Притч.12,26). Видя благочестивую жизнь праведника земли Сурской, священномученик Иоанн (Поммер), в 1920 году, будучи тогда архиепископом Пензенским, рукоположил Иоанна в сан диакона.

Всю жизнь свою святой праведный Иоанн был печальником о народе Божием и молитвенником о нем пред Богом. С 1917 года, с самого начала гонений на Церковь Православную и народ, когда нечестивцы «проливали кровь праведников» (Плач.4,13), все скорби и печали лютого времени люди Божии приносили к праведному Иоанну, который это бремя с любовью и терпением нес до конца жизни. Поэтому богоборческая власть всегда преследовала праведника.

В 1932 году, после убиения в Пензе многих православных христиан, было заведено первое дело и на Ивана Васильевича Калинина. Старец проживал тогда в деревне Елизаветино и служил диаконом в церкви села Надеждино Телегинского района. Арестован он был «за проведение антисоветской религиозной пропаганды» и решением «тройки» определен был к высылке сроком на три года. В конце 1933 – начале 1934 года он проходил по новому делу, как «один из руководителей контрреволюционного обра- зования церковников», но: «Господь любит праведных» (Пс.145,8), и «От Господа спасение праведникам» (Пс.36,39) – следственное дело было прекращено.

Страница 3

«Нечестивый подсматривает за праведником» (Пс.36,32). В доме старца часто проводили обыски, описывали имущество, ему устанавливали запреты на проживание в различных селах, на прием людей, во множестве притекавших к нему. Богоборцы часто устремлялись «на душу праведника» (Пс.93,21). Однажды отца Иоанна расстреливали. Поставили его на берегу и выстрелили по нему залпом, но пули отскакивали от него, «как от железного». Господь хранил его, как хранил первых Своих мучеников и исповедников. Безумные богопротивники, раздраженные несостоявшимся расстрелом, решили утопить святого старца. Они завернули его в одеяло и сбросили с высокого берега в реку. В полной уверенности, что праведник погибнет, они ушли. Но, воистину: «Живущий на земле и хранящий верность Богу, и под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» Он избавит тебя от сети ловца» (Пс.90,1-3). Избавил Господь верного раба Своего Иоанна и на сей раз. Завернутое в одеяло тело старца скатилось с крутого берега и остановилось у самой воды. Найдя его и развернув одеяло, православные увидели следы «расстрела»: подрясник в дырочках, а на теле – ни царапины…

«Ненавидящие праведного погибнут» (Пс.33,22), – говорит пророк и Псалмопевец. В празднование Казанской иконы Божией Матери 4 ноября (22 октября) 1936 года в келлию старца пришли два милиционера и объявили об аресте его: «Собирайтесь, дедушка!» Батюшка немного помолчал, потом смиренно и кротко сказал: «Сейчас соберусь, а тебя завтра хоронить будем», – махнул он рукой на одного милиционера. На другой день этот милиционер действительно умер, как и предсказал старец, а отца Иоанна в трескучий мороз, посадив в кузов полный мешков, увезли да допрос в Кондоль (близ Пензы). После месяца допросов страдальца увезли в Пензу, где он полгода (в зимние месяцы) содержался в тюремной больнице. По обвинению в том, что он, якобы, «воспрещал людям вступать в колхозы», и за то, что «народ принимал», ему присудили 6 лет заключения. Но Господь «не отвращает очей Своих от праведников» (Иов.36,7), и «сохраняет для праведных спасение» (Притч.2,7). По молитвам страждущего народа Господь сохранил угодника Своего Иоанна ради тех, кто оставался верным Ему и кому предстояло еще нести жизненный крест исповедничества и сохранить веру.

Страница 4

После заключения, исповедника Христова ожидали новые испытания. Выслеживали и преследовали не только его, но и тех, у кого он искал кров и ночлег. Поэтому даже двоюродная сестра его Наталия, которая жила в Оленевке, убоялась принять его после заключения, сказав: «К нему народ ходит, меня с ним посадят».

После того, как старца не приняла в дом Наталия, он промолвил: «Везде гонения… и домашние… Помоги, Господи!» Пришлось ему скитаться, хотя после заключения он был очень слаб – стали отниматься ноги, но «праведников подкрепляет Господь» (Пс.36,17), и, укрепленный Господом, батюшка переносил все кротко и терпеливо.

«Кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника» (Мф.10,41). После заключения старец полтора года жил в Николаевке у Евдокии Кучеровой. Но вновь «против праведника говорят злое» (Пс.30,19) – отец Иоанн перенес клевету. Евдокия была девой, и люди, потерявшие веру и забывшие о совести, клеветали на старца. Евдокия скорбела, а батюшка лил слезы в молитвах и, утешая скорбящую, говорил: «Бог с ними. Господь все уладит. Терпи…» Через полтора года Наталия осмелилась принять его, и он перешел под кров ее жилища в Оленевку.

По мере того, как богоборцы закрывали церкви, батюшке пришлось поменять много мест служения. Более же всего ему были дороги церковь в Оленевке, при которой он рос и церковь в соседнем селе Соловцовка, где он служил последние годы своей жизни. О иерейском сане своем, старец не раз сам предрекал. 2 сентября 1946 года епископом Михаилом (Постниковым) отец Иоанн был рукоположен в сан священника.

К пастырю доброму во множестве стекались люди Божии, познавая через него волю Божию, находя разрешение всех своих недоумений и вопросов, обретая утешение, исцеление душевных и телесных болезней.

«Уста праведника – источник жизни» (Притч.10,11). Старец Иоанн в наставлениях людям был краток, говоря все необходимое для спасения души каждого человека. По немощи и возрасту, батюшка принять всех не мог. Говорил он: «Когда я всех приму, радуюсь, а кого не приму, о них много скорблю и молюсь».

Страница 5

Внешний вид старца был благообразным. Волосы у него были совершенно белые, редкие, борода – не очень длинная и «выщипанная» временем. Кожа на лице была белая, чистая, облегавшая кости так, что и морщин не было. Глаза были у него ввалившиеся, строгие, но живые, умные, проницательные. Руки были теплые, белые и чистые, как у младенца, кажется, не имели даже мышц. Под прозрачной кожей – косточки. Вид его был добрый и приятный.

За великую любовь к людям, любил старца народ Божий. Любил его и епископ Пензенский Кирилл. А Патриарх Алексий I наградил старца наперсным крестом.

+ + +

За святую жизнь Господь сподобил праведного Иоанна дара прозорливости.

Рассказывала 90-летняя старушка Анна. В первую мировую войну муж ее Тихон пропал без вести, и от него не было сообщений три года и семь месяцев. Решилась она ехать к Иоанну праведнику в Оленевку. Уговорила поехать вместе с нею племянницу свою Марию (у нее также муж на войне пропал без вести). Приехали к старцу. Спрашивает Анна о муже, а старец ей сразу: «Живой, живой, живой, придет, будет известие». А Марии сказал: «Нету живого, не жди». Перед ними обратилась к старцу еще одна женщина: «Нету слуху о моем муже с войны, давно уж». Старец возвысил голос: «Скорей, скорей, скорей к поезду ступай. Стой у поезда и дожидайся». От старца на станцию пошли все вместе. Только что прибыл поезд. Вдруг из него выходит возвращающийся с войны муж женщины, которую торопил к поезду старец. Узнав друг друга, они радостно встретились и поспешили домой. Через некоторое время Анне пришло письмо от мужа, в котором тот сообщал, что жив, здоров и находится в плену, в Австрии. Вскоре он вернулся.

Во время «раскулачивания» с людьми обращались очень жестоко. Отца одной большой семьи посадили в заключение за то, что «в колхоз не вошел». Хозяйство разграбили и даже начали ломать дом. Оставшаяся одна с детьми супруга была в отчаянии. Посоветовали ей обратиться к отцу Иоанну. Не желая идти с пустыми руками, она заняла рубль. Придя к старцу, со слезами все рассказала. А он ей: «Ничего, ничего, ничего, муж придет, не плачь. Как жили, так и будете жить». А когда стала давать ему рубль, он говорит: «Ты заняла его, мне не надо. Иди с Богом, придет он, и будете жить по-прежнему». По молитвам старца Бог помогал этой семье, а через пять лет и муж вернулся из заключения, и стали они жить все вместе по-прежнему, как и сказал старец.

Страница 6

Старец, по заповеди евангельской (Мф.5,9), всех умирял. Как-то поссорились две сестры. Пришла одна из них и плачет. Плачет и он. Потом дал яблоко, велел разрезать и по половине съесть. Помолился о них – и помирились. С плачущими он плакал, и с радующимися – радовался.

Старец во всем всегда уступал, избирая себе худшее. Бывало, привезут ему сухих дров воз, он другим отдаст, а сам просит привезти из леса…

Старец-девственник Иоанн очень любил в людях чистоту души и целомудрие, а поэтому любил детей. Бывало, погладит по голове младенца и скажет: «Вот такими бы нам быть, как младенцы!»

Шла Великая Отечественная война. Погибали на фронте и терялись без вести отцы семей. Жены оставались с детьми и терпели великую нужду во всем. Однажды одна монахиня пошла к отцу Иоанну. Узнав, что она идет к нему, люди положили ей много пищи, чтобы она отдала ее старцу. Ведь он за свое служение в церкви и за труды свои ничего не брал. Придя к домику отца Иоанна, монахиня, уставшая от пути и тяжелой ноши, присела у входа. Выходит старец и вдруг ей говорит: «Не сиди, иди скорей вот по этой дороге!» – показал он рукой по направлению Борисовки. «Я вот тебе, батюшка, принесла кое-что»… «Мне ничего не надо, иди скорей!» – и велел положить ей еще продуктов. Идя по дороге с двумя тяжелыми сумками, монахиня увидела идущую к ней навстречу всю в слезах и великой скорби женщину. Оказывается, у нее голодные дети, ни у председателя сельского совета, ни у людей (сами впроголодь живут) она не нашла помощи и теперь находилась в отчаянном положении. «Вот ради кого так торопил старец!» – поняла монахиня. Через несколько минут, благодаря Бога и праведника Его Иоанна, монахиня провожала взглядом утешенную и с тяжелой ношей спешащую домой утешить детей мать.

Как-то раз девочка, по имени Галина, насыпала в бокал гостинцев и пошла к старцу, а сама при этом подумала: «Отдам с бокалом, он все равно треснутый». Приходит она к батюшке, а он в те дни болел и лежал на кровати. Отдает Галина принесенное Наталье, двоюродной сестре старца, а он, лежа, говорит Наталье: «А бокал-то отдай обратно, он треснутый». Так он обличил помысел Галины.

В другой раз Галина бежала к батюшке мимо оврага, а в нем лежал мужчина и спал. Девочка испугалась (место было пустынное), но, решившись, все таки пробежала мимо. Приходит к батюшке, а он, улыбаясь, благословляет ее и протяжно говорит: «Бежала, боялась, а мужик-то в овраге не проснулся-а-а». Старец все провидел и молился о ней.

Страница 7

Галина с матерью пошли однажды к старцу. По пути зашли они к монахиням. Как только пришли к старцу, он вдруг стал их торопить: «Скорей, скорей, скорей идите домой. И к монашкам опять зайдите». В удивлении они снова зашли на обратном пути к монахиням. Те дали им икону. Приближаясь к родному селу, Галина с матерью вдруг увидели, что один из домов загорелся. Они стали звать людей, обошли дом с иконой, помогли хозяйке вытаскивать из огня вещи. Дом уцелел. Так через праведника Своего Бог избавил от скорби семью, над которой нависла опасность.

Старец, для того, чтобы никто не знал о его ночной молитве, для ночлега посылал приходящих к людям, которые нуждались в какой-либо помощи по хозяйству. Пришедшие помогут хозяйке, и у самих кров над головой да утра. Все были всегда рады и удивлялись прозорливости старца.

У одного мужчины отнялись ноги. Он лишился работы, семья бедствовала. Старец же сказал, что он еще будет трудиться. Тот недоумевал: как безногого примут на работу? «Примут» – сказал старец. Вскоре у больного, по молитвам старца ноги совершенно выздоровели, и он стал продолжать трудиться на старом месте.

В одной семье корова не пришла с пастбища, а это в голодные послевоенные годы грозило большой нуждой. После долгих поисков пришли к старцу. «Ищите в той стороне» – указал он. Они пошли, как было указано, и нашли корову, хотя до посещения батюшки и в этом месте усердно искали.

Старец Иоанн был ревнителем правды Божией, и, скорбя о согрешениях человеческих, иногда строго обличал. Раба Божия Мария, услышав от людей, что батюшка любил грибы, взяв их, отправилась к нему в Оленевку. Не успев отойти от своего дома, Мария встретила молодую женщину, которая остановила ее вопросом: «Где у вас живет тетя Дуня, которая делает аборты?» «А, тетя Дуня? Она живет по той улице, второй дом от угла», – быстро ответила Мария, увлеченная по-прежнему мыслями о том, как обрадуется батюшка ее грибочкам и что ей скажет. В поезде она думала о том же. Со станции до домика старца шло много людей. «Он некоторых не принимает или выгоняет… Господи, как страшно к нему идти! А вдруг выгонит, поругает, а, может быть, и не пустит войти к нему в келлию?» – с трепетом говорили люди. Одна только Мария не трепетала – она была уверена, что больших грехов у нее нет. Пришли к домику старца. Марию вдруг вызвали войти первой. С тщеславным чувством вошла она в келлию старца, перекрестилась и с улыбкой произнесла: «Благослови, батюшка!» И вдруг словно гром раздался: «Зачем ко мне пришла? Иди, показывай дорогу. Идите, убивайте детей», – гремел сильным басом старец. Мария словно опомнилась: «Батюшка! Ох! Что я наделала?!» «Ступай, ступай, ступай», – со скорбью сказал старец. «Батюшка, вот грибочки, сама набрала», – задыхаясь, бормотала Мария. «Ничего мне не надо, ступай», – в великой печали произнес старец, и склонил голову на грудь. С сокрушенным сердцем Мария уезжала к себе домой. «Что я наделала? – размышляла она. Зачем я ее не остановила, а указала дорогу, где убивают детей! Теперь впереди исповедь в церкви, покаяние… Я соучастница убийства. Сама абортов не делала, а к убийцам причислена. Господи, смилуйся! Значит не только тот грех на нас ложится, который сами совершили, но и тот, на который подтолкнули, или от которого не остановили».

Страница 8

Как-то медсестра Евдокия приехала к старцу. Попросила совета. Он смиренно ответил и вдруг густым басом: «Иди, поганка, к своим поганкам!» Выскочила от старца Евдокия изумленная и думает: «Как же это понять? Замуж я не выходила, так и прожила девушкой. За что же я поганка?» А потом вразумили люди добрые. Работала она всю жизнь медсестрой, и множество раз помогала врачам убивать детей во чреве матери. Так, вразумленная старцем, пришла Евдокия к покаянию.

Приходили к батюшке и с лукавством, но «Праведник ненавидит ложное слово» (Притч.13,5). Однажды пришла женщина и говорит: «Батюшка, у меня корова сдохла, что делать?» «Шкуру сдай, а тушу закопай» – коротко ответил старец. У женщины утвердился лукавый помысл: «А говорят, что он прозорливый. А вот и не знает, что корова-то у меня жива». Приезжает домой, а корова дохлая валяется. Так и пришлось ей поступить по слову старца: шкуру сдать, а тушу закопать.

Два человека, услышав о прозорливости старца Иоанна усомнились в этом. Один из них сказал другому: «Пойдем, посмотрим, что там за «болтушка» лежит». Второй ответил: «Да, стоит посмотреть, что там за птица». Пришли к старцу. Он сказал Наталье дать первому ложку и кружку с водой, а второму – курицу. При этом, первому было сказано: «Болтай ложкой и посмотри, что там за болтушка». Второму же, – «А ты посмотри, что у тебя за – птица…».

Как-то поехала к батюшке Анна. Свекровь дала ей для батюшки пять яиц, а Анна украдкой взяла для себя еще десять. Приезжает и говорит: «Батюшка, я привезла тебе яиц». А он ей: «Положи пять в печурку, а десять отвези домой…»

В военное время часто с фронта от воинов не было вестей. Родственники переживали, ехали к старцу, и он им всегда точно отвечал: «О здравии молись», или – «Нету в живых». Одной рабе Божией Марии, также вопросившей о муже, старец ответил: «Жив, жив, жив, придет, жить будет с вами». Вернулась Мария и говорит детям: «Не хочет, видно, батюшка меня расстраивать. Как можно в такой войне живым остаться?» А через три месяца люди им кричат: «Отец ваш вернулся, встречайте». Пришел муж, и даже не ранен.

У одной женщины муж долго не возвращался из армии: пропал без вести. Она уже думала уехать жить к матери. Спрашивает батюшку: «Я хочу уйти из семьи мужа…» Старец ей: «Нет. До осени живи». Осенью муж вернулся.

У одной старушки два сына пропали без вести на фронте. Приходит она к старцу и спрашивает о них. Он ей: «Ивана отпой, а Димитрия – не надо». Прошло 12 лет, и Димитрий вернулся. Он был контужен и долго болел.

Страница 9

Одна женщина без благословения старца вышла замуж за учителя, а потом пришла жаловаться старцу: «Батюшка, вышла за учителя, а дело не идет». «А что тебя бабушка не повенчала? Шестерых внучат повенчала, а тебя нет?..» Поразилась та прозорливости старца и поняла почему «дело не идет»: и у него не благословилась, и благословения Божия нет – не венчана.

Раб Божий Василий в военное время купил зерно, а оно оказалось ворованное. Был суд и осудили Василия. Приходит жена его к старцу и плачет. Старец о муже: «Не будет сидеть». Возвращается жена домой, а по улицам народ ликует: война окончилась! И отпустили мужа ее.

Собираясь к старцу, Матрона стала насыпать для него сахарный песок, а дети пожалели, что она так много, как им казалось, везет. Приезжает Матрона к старцу, дает ему сахар, а он ей: «Не надо, вези детям…»

Одна женщина по дороге к старцу помышляла: «Зачем я несу деньги? Купила бы кренделей ребятишкам и накормила бы их». Приходит и говорит: «Батюшка, я тебе денежек привезла». А он ей: «Мне не надо. Пойди, купи кренделей ребятишкам и накорми…»

Раба Божия Анастасия как-то на масленицу захотела пойти к батюшке. Собрала она узелок, а муж увидел и строго, громко спрашивает: «Чего-то у тебя в узлу-то?» «К батюшке иду». «Эх, по этакому узлу будете носить, целый дом ему построите». Приходит Анастасия к батюшке, а он, точно как ее муж, сердитым голосом спрашивает: «Это что у тебя в узлу-то?» «Маслица тебе привезла…» «Эх, по этакому узлу будете носить, целый дом мне построите», – а сам ласково смотрит…

Девица Татиана собралась к старцу. Говорит ей мать: «Татьяна ты возьми ему кусочек мыла поменьше, а побольше который, себе оставь». Дочь взяла старцу все же бо?льшую часть. Пришла, а старец ей: «Ты зачем мне больше принесла, ты бы мне поменьше…»

Одна раба Божия, собираясь к старцу, говорит матери: «Налей вчерашнего молока». Парное молоко она пожалела и оставила для детей. Приходит к старцу, а он говорит: «Молоко-то неси домой, детей корми…»

Поехали однажды к батюшке люди. Зовут Петра вместе с ними поехать, а Петр: «Что мне там, любоваться на него?» Упросили его, и он поехал, хотя и без желания. Вошли люди к батюшке, спрашивают о своем, а Петр молча стоит у дверей. Вдруг старец неожиданно оборачивается к Петру и говорит: «Ну вот, теперь и любуйся на меня!..»

Страница 10

Старец видел в каждом человеке какую-либо гнездящуюся в нем страсть, и помогал человеку исторгнуть ее из себя. Одна женщина, будучи самоуверенна и горда, не верила, что старец имеет дар прозорливости. Пришла она к нему и что-то незначительное спросила. Он ответил, а потом говорит: «А ты в Борисовке не заблудишься?» «Нет, я все дороги знаю», – самоуверенно отвечает она. Еще поговорили, а он снова: «А в Борисовке ты не заблудишься?» «Да нет, все дороги на виду», – уже с раздражением отвечает та. На прощание старец опять спрашивает: «А в Борисовке ты не заблудишься?» Женщина рассердилась, молчит, а сама думает: «В Москве не заблудилась, а тут заблужусь! Что он мне глупости говорит!» «Ну ступай, ступай, ступай», – смиренно сказал старец, благословляя ее. Идет женщина обратно бодро, уверенно и все думает: «А еще говорят, что он прозорливый, а вот ничего в нем нет». И вдруг она стала замечать, что совсем сбилась с пути. Куда ни пойдет: репейник и крапива. Вострепетала женщина, умягчилась сердцем своим, и поняла – какой же старец смиренный и прозорливый. Повернулась она в сторону Оленевки и взмолилась: «Прости меня, старец, гордую, я ведь слукавила, – презрела и осудила тебя, помоги мне выбраться!» И тут же увидела дорогу домой, и Бога возблагодарила. Так исцелил ее старец от гордыни и самомнения.

Одна молодая женщина жила с детьми в доме свекра и свекрови и тяготилась тем, что в доме росли дети еще одной семьи. Она просила отделиться, но свекор со свекровью не соглашались. Просила благословения старца, но он не благословил и при этом сказал: «Чужие дети не помеха, как бы твои не помешали!..» Но женщина не послушала старца, настояла на своем, и ее отделили. Вскоре же она скончалась от острого приступа аппендицита, и ее двое детей остались на руках тех, от кого она отделилась…

Девица, по имени Анна, хотела уехать в Среднюю Азию к сестре. Мать сказала, чтобы она благословилась у батюшки. Он сказал: «Нет, не благословляю, живи с матерью». Вернувшись от батюшки, дочка обманула мать, сказав, что он благословил, и уехала к сестре. Но через месяц у нее без всякой причины отнялись ноги, и она в письме просила мать вернуть ее к себе. Ее привезли обратно к матери, но с онемевшими ногами. Дочь со слезами призналась матери в своем обмане. Приехала мать к старцу и стала просить о прощении дочери. «Бог простит, Бог простит, Бог простит, выздоровеет», – благодушно ответил старец. Он никогда ни на кого не имел обиды, хотя его обижали многие, и никого не упрекал, ибо: «Желание праведных есть одно добро» (Притч.11,23). Затем он благословил мать на дорогу, а сам встал на молитву о дочери. Вернувшись домой, мать увидела дочь уже ходящей по комнатам дома. Вскоре дочь, уже совершенно здоровая, поехала к старцу благодарить его, просить прошения и благословения на работу…

Страница 11

Одна женщина приехала к батюшке, и просила благословения его на замужество за вдовца. «Нет, за него не благословляю. Вот твой жених, вези и венчайся», – быстрым движение руки старец показал на слепого, стоявшего у двери, которого Александра никогда не видела. Подошел и слепой под благословение, но не успел ничего сказать, как старец опередил его: «Благословляю, иди, венчайся». Оказывается, он, будучи сиротой, воспитывался у сестры. Теперь сестра скончалась, и он был в недоумении: жениться или нет. С тем и поехал к старцу. Повенчались они с Александрой и жили мирно и во всем согласно

Одна женщина приехала к старцу со своими скорбями. Он ответил и дает ей 100 рублей. «Батюшка, мне не нужно, у меня есть», – смущенно говорит она. «Нужно. Чтобы не роптала…» Приехала та домой, открыла сундук, чтобы положить батюшкину сотню, смотрит, а ее-то сотни рублей, хранившейся в сундуке, нет – похитили. И вспомнила она слова старца: «Чтобы не роптала…»

У одной женщины сын был на фронте. Вестей от него долго не было, и она решила, что его нет в живых. Приехала мать к старцу и привезла белье сына. Он замахал рукой: «Мне не надо. Иди на станцию сейчас же, не останавливайся нигде». Пришла мать на станцию, а сама с печалью думает: «Почему не взял белье?» Пришел военный поезд. Вдруг мать слышит знакомый голос: «Мама! Мама! Мама!» Оглянулась мать, а в одном из окон – ее сын, которому она тотчас и передала белье. Поезд, после переформирования воинской части, направлялся на фронт. Вскоре сына после ранения отправили домой.

Девица, лет двадцати пяти, сильно болела. Старец всегда давал ей святой воды, а однажды не дал, сказав при этом: «Не надо. Через три дня придет домой…» И через три дня скончалась девица – «пришла домой…»

Одна женщина, по имени Татиана, взяв яиц с собой, пошла к старцу с лукавством. «Чего-нибудь он мне все равно наболтает», – смеялась она. Приходит и говорит: «Вот, тебе гостинчик принесла». Старец говорит ей: «Расколи яйца в блюдечко и поболтай…» Расколола она их, а они все черные… «Я не ворожея, иди к ворожеям, они тебе поболтают», – обличил ее старец, и потрепал ее за косы. Так всю жизнь впоследствии и трепал ее за косы супруг – по строптивому ее нраву…

Одна женщина имела вредную привычку: нюхать табак. Позвала ее сестра как-то поехать к старцу, но предупредила: «Ты не вздумай нанюхаться. Мы едем к святому человеку, он тебя не примет». Но все же та не послушалась. Приехали к старцу. Подошла сестра, благословилась. Подходит другая. Старец замахал рукой на нее и закричал: «Не подходи! Не подходи! Не подходи!» Раза три она пыталась подойти к нему, и он каждый раз кричал: «Не подходи!» Поняла та: открывает все святому человеку Бог, умилилась сердцем и свою скверную привычку оставила.

Страница 12

Как-то раз говорит старец девицам, которые к нему приходили: «Вы ничего не боитесь, одни-то ходите?» «Нет, батюшка, ничего не боимся». «И в овраге-то ничего не боитесь, и подсолнухами ходите?» «Нет, ничего не боимся», – легкомысленно отвечали девицы. А когда они пошли от старца, то увидели человека, лежащего в овраге с ножом и бросились бежать. Пробежав подсолнухи, остановились девицы, чуть живые от страха, и вспомнили слова старца. Он их предостерег и молился о них.

Один человек принес батюшке пакет с деньгами, а тот у него берет пакет и тут же протягивает женщине, которая только что зашла. Мужчина с волнением говорит: «Батюшка, в пакете я вам дал…» «Знаю». «Там много, – волнуется мужчина, – 500 рублей». «Знаю. Ей нужно, она корову купит». Женщина бросилась старцу в ноги и говорит со слезами: «Как ты знаешь, что я коровы лишилась?» «Иди, покупай…»

Пришлось как-то старцу ехать поездом. Ехавшие люди, особенно сидевшие рядом со старцем юноша с девушкой, о чем-то безпечно болтали и безумно смеялись. Старец встает и говорит: «Я ухожу, а на мое место сейчас сядет покойник». Все рассмеялись. Еще сильнее все рассмеялись, когда на место старца села женщина с чем-то завернутым на руках. Когда женщина узнала о причине их смеха, то сказала: «Это прозорливый старец. Я везу своего умершего в больнице младенца на погребение». Все, получив назидание, замолчали…

«Уста праведника изрекают премудрость» (Пс.36,30). Дух Святой действовал через старца. Старец говорил людям: «Я руку приложу к Царице Небесной, – то есть обратится к Ней, – и Дух Святый мне дает мысль, вразумление…» Бывало, говорят люди: «Батюшка, что ты скажешь, то обязательно сбудется». «Это не я-а-а! – смиренно тянул старец, – это Дух Святый! Я часто сам удивляюсь тому, что я говорю…» И говорил людям: «Открывай чистое сердце и молись!»

+ + +

Святой праведный Иоанн имел от Бога дар молитвы, врачевания душевных и телесных недугов.

В Пензенскую больницу доставили тяжело больную женщину по имени Елизавета. Врачи признали аппендицит и настаивали на операции. Но Елизавета не соглашалась оперироваться без благословения старца Иоанна. По ее настоянию она была отпущена домой. Елизавета послала к старцу за благословением племянницу. «Не благословляю на операцию», – коротко ответил батюшка и дал святой воды, которую больная пила три дня и совершенно выздоровела.

Раб Божий Александр 13 лет страдал болезнью желудка: съеденная пища постоянно извергалась обратно. Лечению болезнь не поддавалась. Когда Александр пришел к старцу, тот, не дав ему рассказать о своей скорби до конца, налил святой воды, благословил и сказал: «Попьешь, и все, все пройдет!» С тех пор Александр перестал болеть, а, главное, по молитвам батюшки он обрел веру. Так старец Иоанн исцелил и душу, и тело человека.

Страница 13

Рассказывал почтенного возраста диакон Михаил. В детстве у него была сильная чесотка рук. Ничто мальчику не помогало. Когда он обратился к старцу Иоанну Оленевскому, тот сказал ему, чтобы он помазал руки свои дома елеем из лампады, и, конечно же, святой старец помолился о нем. Мальчик исцелился.

Господь «молитву праведников слышит» (Притч.15,29), и «желание праведников исполнится» (Притч.10,24). У одной женщины по имени Евфросиния был рак обеих грудей. Она была уже три года на учете у врачей. Назначили ей операцию. Она поехала за благословением к старцу. «О-о-о!» – скорбно протянул он, взглянув на Евфросинию, как только она вошла. «Батюшка, благословите меня на операцию», – начала было она. «Не-ет, не благословляю. Спаси тебя, Господи, помилуй и спаси!» – и, молясь, начал осенять крестным знамением больную. Как потом вспоминала Евфросиния, словно чешуя какая-то сошла с нее, тяжесть ушла и стало легко. Домой Евфросиния вернулась уже здоровой. Через несколько дней опухоль размягчилась, а вскоре и совсем исчезла. Врачи были удивлены внезапным исцелением ее от рака.

Рассказывала другая женщина, что у нее был также рак груди, и врачи уже отказывались делать операцию, считая ее безполезной. Приехала она к старцу. Он осенил ее крестным знамением, дал святой воды и сказал: «Попьешь, и все пройдет». И рак исчез, как его и не было, а опухоль рассосалась.

Женщина, по имени Анна, упала в погреб и сильно расшиблась – было трудно даже дышать. С трудом дошла она до церкви к полиелею. Помазывал батюшка. Подошла Анна, да и выразила ему свою скорбь. Помазал он чело ее освященным елеем и говорит: «С Богом!» Из церкви Анна вышла здоровой.

У одной женщины были больны две ее дочери. Старшая, будучи пятилетним ребенком, упала со второго этажа. С тех пор десять лет она страдала от сердечных приступов, головных болей и анемии. Младшая дочь страдала от сахарного диабета. Когда мать с дочерьми приехали к старцу, мать рассказала только о болезнях старшей дочери. «Выздоровеет, выздоровеет, выздоровеет», – быстро сказал старец, и с молитвой стал осенять их всех крестным знамением. После его благословения дочери приехали домой обе совершенно здоровыми.

Страница 14

Рабу Божию Наталию мучил враг спасения. Выражалось это в сердечных припадках: усиливалось сердцебиение, наступало удушье и состояние глубокого уныния. Больная в это время кричала, рвала на себе одежду, а потом, обезсиленная, долго спала. Это продолжалось несколько лет. Однажды паломницы, направлявшиеся в Оленевку, взяли с собой и Наталию. Демон, столько лет мучивший ее, всю дорогу противился. Наталия часто останавливалась и все повторяла: «Не могу больше идти, не дойду!» Все же добрые люди довели ее до домика старца. Когда вошла она, то ее поразило благоухание в келлии старца. Долго осенял старец болящую крестным знамением и, наконец, сказал: «Ну ступай, ступай, ступай!» И исцелилась Наталия с тех пор

Матрона, раба Божия, долго мучилась болезнью 12-ти перстной кишки. Врачи определили язву, и направили на операцию. Поехала Матрона к старцу. Не успела она все рассказать, а он ей: «Не будет болеть. Выздоровеешь, выздоровеешь, выздоровеешь», – и осенил ее крестным знамением. И никакой язвы у нее до конца жизни не было.

У одной женщины, по имени Мария, из армии после войны сын Николай вернулся без правой руки. Начал его мучить дух уныния и довел до такой степени, что Николай стал помышлять о самоубийстве. Поехала Мария к старцу, и все ему рассказала. Старец дал ей святой воды и сказал: «Пусть пьет воду сию и все пройдет. Он еще тебя переживет». С радостью сын пил святую воду, и, по молитвам старца, дух уныния оставил Николая. Впоследствии Николай стал рисовать левой рукой и создал хорошую православную семью.

У Клавдии, девочки лет шести, начала болеть правая рука. Возник гнойный процесс, кость на руке уже начала гнить насквозь. Врачи предлагали ампутировать руку. По совету людей мать с дочерью поехали к старцу в Оленевку. Пока мать рассказывала о болезни, старец, молясь, внимательно смотрел на девочку и вдруг неожиданно и быстро сказал: «Пройдет, пройдет, пройдет!» Дал он матери святой воды и елея и посоветовал три раза с молитвой смазать гноящуюся рану. На третий день рана перестала гноиться, затем стала зарубцовываться и рука совершенно окрепла. На всю жизнь Клавдии запомнился благообразный вид святого старца и благоухание в его келлии.

Однажды в келлию старца несколько человек, с трудом ввели бесноватого. Демон, не вынося нахождения в келлии святого старца, вышел из страждущего. Человек пришел в себя уже здоровым и с удивлением воскликнул: «Батюшка, батюшка! Какой ты великий. Я сейчас тебя видел вместе с Николаем Чудотворцем и с преподобным Серафимом. Вы все одинаковые и в одинаковых ризах!»

За великую любовь старца к людям, и чудесную помощь им, люди сравнивали праведного Иоанна со святителем Николаем Чудотворцем.

Страница 15

Старец Иоанн, хотя и не был пострижен в монашество, старался жить по-монашески, всегда пребывая в молитве и живя подвижнически.

Кровать у старца была длиной в половину его тела. Спал он всегда скорчившись, внизу – грубый войлок, а сверху – тонкое одеяло.

Посвятив всего себя Господу, Иоанн имел память смертную. «Я отроду живу в церкви, – говорил старец о себе. Дома, как в гроб, ложусь, а из дома, как из гроба встаю, как из могилы, вылезаю».

Старец был нестяжателен. Все, что приносили ему люди, он все раздавал. Принимал он не у всех. Если чувствовал какую-либо нечистоту, гнездящуюся в человеке, то ничего от него не брал. Когда некоторые давали деньги, он не принимал их, говоря, что они «не трудовые».

Очень плакал батюшка о состоянии мира. Стоит ночью на молитве и плачет с рыданием, и остановить его невозможно. Безпрерывно делал поклоны земные. Хотя ноги плохо ходили, а поклоны делал легко и много.

Старец имел истинное смирение. Всячески скрывал он от людей добродетели свои и подвиги и увещевал всех не показывать молитвы свои и дела. Любил он уединяться для молитвы к роднику или в лес. Бывало, говорил: «Пойду в лес безгрешный». Несколько дней его нет, его ищут и не находят: Господь его сокрывал от взоров людских. Утешится, помолившись, вернется, и хотя несколько дней без пищи пребывал, а приходил из леса радостный и сияющий.

Убогое жилище, в котором находился старец, называл он келлией. Любил он молиться преподобному Серафиму Саровскому. Однажды заходит к старцу раба Божия Дария, а в келлии, у стены – преподобный Серафим Саровский с посошком в руке, а батюшка кричит: «Дарья, посмотри, посмотри, посмотри…»

Вокруг лежанки старца часто небесный свет сиял – это видели многие. Однажды старцу принесли икону Спасителя. Старец лежал за печкой. Там было темно. Когда подали ему икону, смотрят пришедшие: между иконой и старцем – сияние ярче солнечного засияло.

Несколько раз старцу являлась Матерь Божия.

Страница 16

Неся свой жизненный крест, праведный Иоанн мужественно и благодушно претерпевал «демонов немощны?я дерзости». Враг спасения злобу свою вымещал на праведном Иоанне через людей.

Много раз в жизни своей праведник был избиваем. Однажды, когда он молился в лесу, его схватили, привязали к дереву и ушли. Так он пребыл без пищи и воды, в молчании и молитве несколько дней. Увидел его Иван Морозов, отвязал от дерева и истощенного, на руках, как младенца, принес домой. В другой раз старца в лесу избили. Василий Макаров, проезжая по лесу, подобрал страдальца. Как-то раз злые люди сбросили его в овраг, засоренный нечистотами. Всю ночь пытался вылезти старец и не мог. Утром вытащили его из оврага побитого и окровавленного. «Кто тебя так, батюшка?» – спрашивали его. Он, как всегда, кротко и смиренно отвечал: «Бог с ними! Бог с ними! Бог с ними!»

Наступил Великий пост 1951 года, который старец провел строго: в день – просфора и один-два глотка святой воды. Древний завистник спасения человека – диавол мстил старцу за многие спасающиеся через него души человеческие. В ночь на 26 марта два человека проникли в келлию старца, когда он, по обыкновению, стоял на ночной молитве, и жестоко избили его. Он переносил все с молитвой и преданностью воле Божией, молча, никого не призывая на помощь. Посчитав старца мертвым, убийцы удалились. Утром страдальца нашли на полу окровавленным и с синими следами от пальцев на шее. До конца поста старец не мог говорить – так было повреждено горло. Он запретил заявлять об этом и искать убийц, зная, что люди, наущаемы на зло всегда человекоубийцей искони? – диаволом (Ин.8,44).

Бог утешал верного раба Своего Иоанна после его побиения. На третьей неделе Великого поста зашли к старцу люди. Он лежит на лежанке с воздетыми руками, а вокруг него – сияние. Взглянул он на них и улыбнулся…

С Великого поста старец телесным здоровьем стал заметно ослабевать. В церковь водили его под руки. Идет, и благословляет всех, и всем от него – утешительно и благостно.

Страница 17

День жизни старца уже оканчивался. Перед Ильиным днем батюшка говорил: «Я на Ильин день скончаюсь, а вы в церкви пойте – Христос Воскресе!» И в день преставления святого пророка Божия Илии, во время службы, в церкви, старец скончался. По благословению протоиерея Димитрия клиросные после Утрени перед Литургией запели: «Христос Воскресе!» Спели трижды, и Жизнодавец Христос Бог вернул жизнь старцу. Дома батюшка всех, кто пришел к нему, благословил, указав, где и как жить. В воскресенье он был на службе. Затем дома всех принял и говорил: «Завтра вы ко мне все придете – завтра праздник. Завтра все придете – завтра праздник. Все придете завтра – праздник!» Свое преставление он называл праздником. На следующий день – 6 августа (24 июля) 1951 года, в понедельник, в 7 часов утра, великий праведник Иоанн преставился ко Господу, «иде?же праведнии упокоя?ются» – обретают вечный покой и вечное Блаженство.

Весть о кончине праведника разнеслась мгновенно. Люди Сурского края и со всей необъятной России шли на погребение того, молитвами которого хранилась вера православная в народе.

Долго люди неиссякаемым ручейком притекали ко гробу почившего праведника. Из-за множества народа гроб было трудно нести – каждый хотел понести святое тело старца, от которого исходило благоухание. Люди устилали путь ветвями и одеждою. Несмотря на то, что погребальное шествие началось только во второй половине дня, перемена солнечного сияния была, как на Пасху утром. Торжествовала Церковь небесная торжествующая, радуясь радости души праведника, обретшей вечное Блаженство. Благоволение Божие было на всем мироздании – солнце «играло», как на Пасху. Под непрестанный колокольный звон пришли из Оленевки в Соловцовку. Всю ночь, при великом стечении людей, читалось святое Евангелие. На следующий день, после совершения Божественной Литургии, протоиерей Димитрий, в сослужении четырех священников, совершил чин погребения. И вновь, пока все шли от Соловцовки до кладбища в Оленевке, солнце «играло» и «наряжалось» различным цветом. Погребли праведника на том самом месте, куда ходил он и молился 30 лет, и где заповедал совершить его погребение. При погребении все пространство кладбища было объято сильным благоуханием.

Праздником называл святой праведный Иоанн день отшествия своего от мира сего в горнее Отечество (Фил.3,20). Праздником явился и день его погребения.

Люди Божии верою были сердечно удостоверены в том, что обрели молитвенного предстателя пред престолом Божиим, где святой праведный Иоанн, исповедник, молится обо всех, «в странствии земном сущих», славословя со всеми святыми Троицу Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную – Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Страница 18

Святой праведный Иоанн, имевший истинное смирение и не приемлющий славы человеческой, заповедовал при погребении на могилке поставить крест не железный, а деревянный. Поставили железный. Праведник явился рабу Божию Василию и повелел сменить. Убоялись и поставили крест деревянный.

«В вечной памяти будет праведник» (Пс.111,6). После кончины праведного старца, помня любовь его к ним, люди молитвенно обращались к нему за помощью. Еще при жизни он заповедовал ходить к нему на могилку, ибо «любовь никогда не перестает» (1Кор.13,8). «Кто придет, тому помогу», – говорил он. И люди ходили к нему на могилку, прося святых молитв праведника Иоанна о себе. Люди просили благословения на какое-либо дело, изливали свои печали. По молитвам святого старца приходящие обретали утешение, исцеление от болезней, разрешение своих недоумений.

Многим известен случай исцеления на могилке праведного Иоанна бесноватой Марии. Мария с юности была одержимой. Особенно одержимость проявлялась в церкви, во время пения Херувимской песни. Тело Марии при этом корчилось и билось о пол. Страждущая при этом лаяла и визжала по-собачьи. Много лет она так страдала. В 1952 году, направляясь в Оленевку к батюшке на могилку, паломницы из Пензы взяли с собой и Марию. Когда все шли от станции к кладбищу, то с половины пути демон в Марии стал противиться. Из нее раздался мужской голос: «Я зашел в нее и не выйду! Куда меня тащите? Ой, убивать меня несут, сейчас убьют меня! Не выйду, я привык к ней. Не хочу туда, не пойду!» И зарычала при этом Мария, как зверь. Женщины, человек десять, с трудом тащили одержимую, а она, осиливая всех, упиралась. Тогда ее подхватили на руки, а она все же продолжала бесноваться. Наконец, ее донесли до могилки старца Иоанна, перед которой она сильно завизжала и упала, коснувшись головой могильного праха. Тотчас демон вышел из Марии. Она притихла и очнулась. После рвоты ей стало легче и до утра она спокойно, с благодарением Богу и угоднику Его Иоанну, молилась. Утром Мария со всеми паломниками пошла на Божественную Литургию в церковь преподобного Сергия в Соловцовку, где во время пения Херувимской песни она, впервые за много лет, спокойно молилась. Так исцелил эту страдалицу святой праведный Иоанн.

В одной семье ожидали рождения ребенка. Внезапно носящая во утробе младенца женщина почувствовала себя очень болезненно. После обследования врачи сказали ей, что развитие плода остановилось, и младенец умер. Врачи говорили женщине о токсикации организма, что начался абсцесс, о том, что и над ее жизнью нависла опасность. Они настаивали незамедлительно делать операцию по удалению умершего младенца. Женщина рассказала обо всем мужу. Услышав о чудесах, совершающихся по молитвам праведного Иоанна, они решили отправиться на могилку Оленевского чудотворца. Это было зимнее время, держался тридцатиградусный мороз. Супруги, исполненные надежды на милосердие Божие и молитвы старца Иоанна, по глубоким сугробам пришли на его могилку и горячо молились, прося праведника ходатайствовать пред Богом о рождении младенца. Обратно они ехали с твердым удостоверением в сердце, что у них родится мальчик и нарекут они его Иоанном. Со времени остановки развития плода во утробе прошло немалое время, и женщина в поездке серьезно простудилась, но, по молитвам праведного Иоанна, Господь сотворил чудо – у супругов родился здоровый и крепкий младенец и был наречен Иоанном. Это было в 1994 году.

Страница 19


Православные люди и сродники усопшего праведника, приходя в церковь преподобного Сергия Радонежского в Соловцовке, часто выражали мысль и желание о перезахоронении старца. Многие желали, чтобы он был погребен в ограде при церкви. Да и отец Иоанн предсказывал об этом. И вот, по прошествии 45 лет после блаженной кончины святого старца, 6 августа (24 июля) 1996 года перезахоронение состоялось.

5 августа в 12 часов на могилке старца была отслужена панихида. При изъятии гроба все видели огненный столп, дважды исшедший из могилы. Обратное шествие крестного хода в Соловцовку, сопровождало «играние» солнца, как это было при первом погребении старца. С половины пути среди солнечного дня вдруг полил дождь, но орошал лишь путь впереди и после идущих, не проливая ни капли на людей. Вблизи церкви дождь прекратился, и вновь «играло» солнце.

С величайшим благоговением люди в церкви лобызали нетленное тело святаго старца. Оно было переоблачено в новые священнические одежды и положено в новый гроб. Старый же был раздроблен на части, которые были розданы в благословение людям. С 21 часа было отслужено Всенощное бдение.

Перезахоронение было совершено Высокопреосвященнейшим архиепископом Пензенским и Кузнецким Серафимом на следующий день 6 августа (24 июля) после Божественной Литургии и панихиды за алтарем церкви, и сопровождалось исцелениями. И вновь «играло» солнце.

27 декабря 2000 года произошло долгожданное всеми православными людьми событие: причисление к лику святых праведного Иоанна Оленевского – он был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских.

31 мая 2001 года в церкви преподобного Сергия Радонежского, в селе Соловцовка, прошли возглавленные Преосвященнейшим епископом Пензенским и Кузнецким Филаретом торжества прославления и обретения мощей святого праведного Иоанна, исповедника, Оленевского чудотворца.

С тех пор церковь преподобного Сергия хранит многоценное сокровище – святые мощи праведного Иоанна, от которых совершаются исцеления. Сведения о них рассеяны по миру. Вот только некоторые из них.

В августе 2001 года получила прозрение пятилетняя девочка, глаза которой не могли видеть с рождения.

В августе 2001 года у одержимой женщины в церкви преподобного Сергия начались судороги тела, она сильно кричала, и приложиться к мощам могла только тогда, когда священник накрыл ее епитрахилью. После прикосновения к мощам одержимая исцелилась.

Страница 20

В августе 2004 года, перед праздником преставления святого праведного Иоанна Оленевского, в Соловцовку приехал мужчина, который поделился со священником своим горем. У его сына Глеба врачи определили раковую опухоль на левом ухе. Врачи из Пензы направили мальчика на операцию в Москву. Перед отъездом в Москву отец с Глебом молились в церкви преподобного Сергия перед мощами святого праведного Иоанна. Глеб был отвезен в Москву. Операция была назначена на 6 августа. Отец Глеба с 5 на 6 августа, на самый праздник святого праведного Иоанна, всю ночь перед мощами читал акафист чудотворцу Оленевскому Иоанну. На утро отец исповедовался и причастился. В этот день в Москве врачи в ходе операции были сильно удивлены: вместо рака они обнаружили не опасную для здоровья мальчика жидкость. Уже через 14 дней отец с совершенно здоровым сыном приехали к цельбоносным мощам в Соловцовку благодарить Бога и Оленевского чудотворца Иоанна.

В феврале 2005 года у иерея Божия Виталия тяжело заболел сын Алексий. Лицо трехлетнего младенца, особенно левая сторона, сильно опухло. Долгое время держалась сорокаградусная температура. После обследования врачами была определена раковая опухоль в накостнице левой щеки. Иерей Виталий причащал младенца и служил молебны перед ракой с мощами святого праведного Иоанна, прося его молитв пред Богом о младенце. Через одиннадцать дней сделали повторный анализ, который не показал никакого рака. Младенец выздоровел.

Святой праведный Иоанн исцеляет обращающихся к нему от страсти курения.

Страница 21

Люди, с верою притекающие ко святым и многоцелебным мощам, получают утешение и исцеление, благодарят Бога и угодника Его Иоанна. Вновь и вновь прославляется и будет прославляться Господь Бог «во святых Своих». Ему же и от нас да будет слава и благодарение, честь и поклонение во веки веков.

Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *