Завод имени Фрунзе («ЗИФ»)

ЗАВОД ИМЕНИ ФРУНЗЕ («ЗИФ»), одно из старейших пром. предприятий области. Его стр-во как металлообрабатыв. (трубочного) з-да осуществлялось в 1915–19 воен. ведомством. В 1920-е гг. он изготавливал плуги и сеялки, токарно-револьверные, настольно-фрезерные и горизонтально-фрезерные станки, автосвечи и др. В 1928 одним из первых в стране з-д приступил к выпуску велосипедов, с 1930 началось их массовое произ-во. Всего до 1939 было выпущено 648 тыс. машин. Для выявления их эксплуатац. недостатков проводились велопробеги. Наиб. примечат. из них Пенза – Оренбург – Пенза, Свердловск – Алма-Ата – Актюбинск, Сочи – Батуми – Сочи, Москва – Арысь (через Каракумы), Пенза – Самара – Пенза, Пенза – Харьков – Москва, а в июне – сент. 1937 по маршруту Комсомольск-на-Амуре – Москва. 54 передовика произ-ва были награждены орд. и медалями СССР. В 1939 выпуск велосипедов был прекращен, все цехи переключились на освоение оборонной продукции. В 1937 были собраны первые часы марки «Звезда».

Первым дир. трубочного з-да был П. Г. Бойков, к-рый руководил им с 1919 по 1925. С 1925 по 1940 предприятие, которое с 1933 именовалось Пенз. велосипедный з-д им. М. В. Фрунзе, возглавляли М. Г. Дмитриев, С. А. Соколовский, Н. Ф. Болотников, М. Г. Рошаль, С. К. Кочнев, В. М. Ларионов. В годы Вел. Отеч. войны з-д начал произ-во боеприпасов: каждая четвертая авиабомба, мина и арт. снаряд были оснащены пиротехнич. изделиями зифовцев. Дир. з-да в то время работали Г. Я. Савкин, С. Ф. Степанов, К. В. Безбородов. Большой вклад внесли фронтовые комсомольско-молодежные бригады, инициаторами создания к-рых являлись А. Круглов и Т. Кулькова. В годы Вел. Отеч. войны 240 рабочих и служащих были награждены орд. и медалями, а коллектив з-да – орд. Ленина (1945). В послевоен. период дир. з-да Д. И. Киселев и конструктор А. Н. Блинков за разработку и изготовление поточно-конвейерных высокопроизводит. линий для сборочных работ стали лауреатами Стал. премии 2-й степ. (1946). Награды получили рационализаторы С. А. Селиванов (орд. Трудового Кр. Знам.), А. М. Федюшин (орд. Ленина), Л. А. Троянов (орд. «Знак Почета»). В 1946 возобновилось произ-во велосипедов. Помимо них выпускались хирургич. инструменты, сортировки «Клейтон-5», широкозахватные сенокосилки, регуляторы ЖМС-139 к самоходным комбайнам. Позднее з-д освоил выпуск навесных подборщиков для уборки зерновых культур. С 1946 по 1953 дир. был Е. И. Бутузов, к-рый начал свой трудовой путь на велоз-де в 1933, работал на различных технич. должностях. С 1954 по 1969 з-дом руководил В. П. Джанполадов, к-рый немало сделал для улучшения условий труда и быта работающих; был награжден рядом орд. и медалями, стал лауреатом Стал. премии (1950). С 1957 продукция з-да поступает на внешний рынок: в КНР и Польшу, затем Болгарию, Иран, Кубу, США и др. страны. В 1959 на з-де организовано радиопроиз-во, к-рое выделено в самостоят. пр-тие в 1975 (см. Пензенский радиозавод). В 1970-е гг. коллектив пр-тия начал реконструкцию произ-ва, совершенствование изготовления новых оборонных изделий. В 1971 з-д наградили орд. Окт. Рев. Дир. пр-тия в эти годы были Е. В. Козич, Ю. Б. Рохлов, А. И. Иванов. «ЗИФ» одним из первых в стране освоил произ-во многоскоростных муж. и жен. велосипедов «Сура-5», «Сура-6», «Сура-9», «Диана», «Вираж», «Прима», «Темп» и «Сура-3», «Сура-4». Отлично зарекомендовали себя 10- и 15-скоростные горные велосипеды «Самсон», кроссовый велосипед для подростков, дет. 2- и 3-колесные велосипеды, грузовой 3-колесный велосипед «Велорикша». Муж. и жен. дорожные велосипеды удостоены Большой золотой медали на междунар. ярмарке в болгарском гор. Пловдиве (1989); получили междунар. приз «Арка Европы» (1993) и др. В 1980–90-е гг. з-дом руководили ген. дир. Е. Н. Витковский (1983–87), А. А. Родионов (1987–93), А. В. Ноздрачев (1993–98), В. И. Соломин (с июля 1998). В 1990-е гг. з-д выпускает разнообразную продукцию – от сложных станков-автоматов до запасных частей и газотопливной аппаратуры для легковых автомобилей, универсальные грузовые тележки, велоприцепы, складные инвалидные коляски (экспортируются в Израиль), сервировочные столики, велоспидометры, походные радиоприемники, теплицы, гидравлич. ножницы, охранную сигнализацию систем «Интервал» и «Грань-1», тренажеры, электрогенераторы и др. товары нар. потребления.

На «ЗИФе» свои мед.-сан. часть, санаторий-профилакторий, дет. сады и рабочие общежития, подростковые спортклубы и оздоровит. лагерь «Молодая гвардия», подшефные ср. школы № 6, 57, 63, механич. техникум. Более 450 лет составляет трудовой стаж рабочей династии Щукиных. Основателем ее является Михаил Григорьевич, к-рый пришел на з-д в 1916. Затем сюда устроились на работу его сыновья Александр, Петр, Алексей, Виктор, Георгий, дочери Мария и Антонина. Работали токарями, строгальщиками, малярами, браковщиками. Мать Щукиных, Наталья Петровна, отдала з-ду 19 лет. К третьему поколению династии относятся сыновья и дочери бр. и сестер Щукиных. Свыше 400 лет – стаж работы на «ЗИФе» династии Захаровых. В коллективе з-да трудились рабочие династии Мешалкиных, Калашниковых, Яковлевых, Головых, Клячиных, Курносовых, Новаков, Семеновых и др.

В дек. 1994 арендное пр-тие ПО «ЗИФ» со смешанной формой собственности преобразовано в АО открытого типа «Завод имени Фрунзе», а в 1995 в ОАО «ЗИФ». В 1997 на базе ОАО «ЗИФ» созданы дочернее предприятие «Пензенский велосипедный завод» и ЗАО «Центр газобаллонной аппаратуры».

Лит.: Вьюнов Г., Демидов А. Пензенский велосипедный. П., 1950; Альбом трудовых династий. (Музей АО «ЗИФ»); Симонов Л. А., Рясенцев А. А. За здоровый быт. Саратов, 1983; Вернидуб И. И. На передовой линии тыла. М., 1993; История фабрик и заводов. П., 1983.

[Л. Н. Кайзер. ЗАВОД ИМЕНИ ФРУНЗЕ («ЗИФ») / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.]

ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ПРОБЕГ ПЕНЗА–МОСКВА 3–11 августа 1928 г.

В июле на Пенз. трубочном з-де (ныне завод имени Фрунзе) были изготовлены первые пробные велосипеды. С целью испытания машин 3 авг. был организован велопробег на 1-ю Всесоюз. спартакиаду. Проводили его гонщики Моск. спортклуба Колосов, Ульянов, Заяц, Бушнин, Богомолов. 11 авг. в день открытия Первой Всесоюзной летней спартакиады колонна успешно прибыла в М. 10 февр. 1930 велосипеды запустили в серийное произ-во. В дальнейшем для выявления эксплуатац. недостатков машин велопробеги стали проводить регулярно.

[О. И. Пучков. ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ПРОБЕГ ПЕНЗА–МОСКВА / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *