Внешнеэкономические связи

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ Пензенского края получили развитие в 18 в. В Зап. Европу вывозились изделия из цветного стекла бахметевского з-да, кож. произ-ва: хром, юфть, лайка, а также мед. Более активное проникновение пенз. товаров на общеросс., европейские и вост. рынки происходит в 19 в., когда в больших объемах стали экспортироваться зерно, бумага ф-ки П. В. Сергеева, спички ф-ки Ф. С. Камендровского, изделия гильзового заведения Д. А. Волосова.

Пенз. предприниматель А. Я. Журавлев в сер. 1830-х гг. открыл торг. конторы не только в России, но и в Лондоне, др. европейских городах. Одним из первых на общеевропейский рынок вышел и хлеботорговец Н. Т. Евстифеев, продавший партию муки-крупчатки во Францию. В нач. 20 в. экспорт пенз. продукции в общем объеме товарооборота составлял 25% и достигал 6,6 млн руб. В 1912 из Пенз. губ. экспортировалось 25% продукции полеводства, 61% — птицеводства, 18% — луговодства.

За годы Сов. власти качественно изменились география и структура внешнеэкон. связей Пенз. обл. по экспорту и импорту. В 1950-х гг. начался активный выход пенз. пр-тий на мировой рынок. Пневмопрядильные машины экспортируются в 20 стран. В КНР, Польшу, Болгарию, Канаду, США вывозит свою продукцию Пенз. велоз-д. Серд. часовой з-д в 1970–80-е гг. экспортировал в 44 страны мира часы «Кукушка».

К началу 1990-х гг. в общем объеме товарной продукции продажа на экспорт составляла ок. 5%. После резкого сокращения экспортных поставок в 1991–92, вызванного освоением нов. подходов в связи с либерализацией внешнеторг. деятельности, экспорт пенз. пр-тий поступательно наращивался и по итогам 1995 достиг 6,9% от объемов произ-ва.

Снижение внешнеэкономич. активности в последующие годы в значит. степени связано с общим падением объемов произ-ва, ухудшением финансов. состояния мн. пр-тий, замедлением модернизации технологич. базы. Сказался разрыв связей с партнерами из стран СНГ, возросла конкуренция российских производителей на внешних рынках (см. табл.).

На 1998 в структуре пенз. экспорта преобладали непрод. товары, в т. ч.: маш.-строит. продукция 51%, продукция нефтехим. комплекса 16%, медикаменты 13% и др. Увеличился экспорт древесины, одежды, изделий из стекла, автомобилей спец. назначения. Продукция пенз. предприятий вывозится почти в 50 стран мира. Почти две трети экспорт. продукции реализовано в странах дальнего зарубежья. Четвертая часть экспорта приходится на Германию. Из стран СНГ ведущими потребителями продукции пенз. пр-тий являются Украина, Казахстан, Узбекистан, Беларусь. Осн. поставщики – ОАО «Маяк» (34%), ОАО «Пензхиммаш» (26%), ОАО «Пенздизельмаш» (10%).

Импорт представлен в осн. высокотехнологичным оборудованием, трансп. средствами, пищ. продуктами, медикаментами и ТНП. Прод. товары и с.-х. сырье составляют ок. четверти импорта. Товары завозятся из 51 страны дальнего и ближнего зарубежья. Среди стран СНГ осн. партнерами по-прежнему являются Украина и Казахстан, растет товарооборот с Беларусью.

Важным направлением внешнеэкон. связей является расширение производ. контактов с иностр. фирмами и создание пр-тий с иностран. инвестициями (ПИИ). Число их увеличилось в 1991– 1998 с 2 до 58.

Проведено техн. перевооружение герм. оборудованием ОАО «ЗИФ» (произ-во современных велосипедов), ОАО «ГрАЗ» (произ-во топливозаправщиков, молоковозов, автоцистерн), АО «Маслоэкстракционный завод» (произ-во рафинир. дезодорир. растит. масла), ОАО «Связьинформ» (телеф. станции).

Внешнеэкон. деятельность пр-тий области осуществляется в рамках укрепляющейся организационной и законодательной базы. В области функционируют торг.-пром. палата, таможня, отд. уполномоч. Мин-ва торговли РФ, регион. отд. гос. регистрац. палаты при Минве Юстиции РФ.

Заключены соглашения о сотрудничестве с Бекешской обл. Венгерской Республики, с Легницким воеводством Респ. Польша, Брестской, Гомельской и Минской обл. Беларуси, Винницкой и Харьковской обл. Украины, Ферганской обл. Узбекистана, Мцхето-Мтианетским краем Грузии. Открыто представительство Пенз. обл. в Гамбурге (ФРГ).

 Экспорт, млн.долл. СШАИмпорт, млн.долл. СШАОборот внешней торговли, млн.долл. СШАСальдо (разница между экспортом и импотром), млн.долл. США
199055,640,395,9+15,3
199342,039,681,6+2,4
199472,993,4166,3-20,5
199571,7118,0189,7-46,3
199667,2128,4195,6-61,2
199752,494,9147,5-42,5
199835,655,991,5-20,3

Лит.: Тюстин А. В. Пензенское торгово-промышленное предпринимательство в системе межрегиональных и внешнеэкономических отношений (вторая половина 18 – начало 20 в.) //Земство. 1995. № 4; Фомин В. С. Некоторые аспекты социально-экономического развития Пензенской области в условиях перехода к рыночным отношениям. П., 1996; Курицын (2).

[С. Г. Михнева, А. И. Савин,Ф. Н. Хлопин. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ Пензенского края / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *