Пензенская область

История
Агрокомплекс
Аптеки
Археология
Архитектура
Афиша

Банки
Библиотеки
Больницы

Ветеринария

Госорганы
Гостиницы

Искусство
Ислам
Иудаизм

Карты
Католицизм
Кладбища
Культура

Люди

Медицина
Мосты
Музеи
Музыка

Население
Наука
Недвижимость
Новости

Образование

Памятники
Парикмахерские
Парки
Почта
Православие
Пресса
Природа
Промышленность

Радио

Санатории
Спорт
Строительство

Театры
Телевидение
Телефония
Торговля
Транспорт
Туризм

Фото

Хозяйство

Экспо
Энергетика


Транспорт

Железнодорожный транспорт Пензенской области

Ведущее в Пенз. обл. средство перемещения грузов и массовых перевозок населения на дальние расстояния, что обусловлено экон.-геогр. положением области, по терр. к-рой пролегают крупнейшие ж. д. страны – Куйбышевская и Юго-Восточная. Как отрасль экономики Т. ж. базируется на работе ж. д., включающей осн. техн. элементы: сооружения, ж.-д. станции и вокзалы, средства сигнализации и связи, различн. службы и системы, выполняющие осн. работу – перевозки, в т. ч. организацию движения поездов.

В Пенз. губ. в мае 1872 под рук-вом инж. Н. Л. Маркова начались работы по стр-ву Моршанско-Сызранской ж. д. На участке Пачелма – Кузнецк было сооружено 146 мостов, в т. ч. 7 больших (св. 100 м). Одноврем. возводились водонапор. башни, кузницы, пакгаузы, мельницы, элеваторы, паровозный сарай (депо), вокзалы. 12 окт. 1874 участок Моршанск – Пенза – Сызрань протяженностью 520 км открылся для груз. и пасс. поездов. Трасса была однопутной, ширина колеи 1524 мм. От Моршанска на П. в 15 час. 25 мин. был отправлен скорый поезд № 1. К этому времени ж.-д. подвижной состав насчитывал 16 товарно-пасс. паровозов серии «А» Коломенского з-да, 26 товарных паровозов, 52 пассажирских и 15 багажных вагонов. Груз. парк имел 530 крытых вагонов, из к-рых 89 с ручными тормозами, и 146 платформ (97 с тормозами). Использовались паровозы Воткинского, Невского, Коломенского, Брянского, Харьковского з-дов, а также паровозы из Германии, Великобритании, Франции. От Моршанска до Сызрани было 23 станции, из к-рых 2 – первого класса (П., Сызрань), 4 – второго, остальные – третьего и четвертого классов. Открывается паровозное депо (ныне локомотивное депо Пенза-3), имевшее 4 паровозных стойла. В 1880 в П. открыто техн. ж.-д. уч-ще Моршанско-Сызранской ж. д. Выпускники направлялись на работу в паровозное депо, мастерские и техн. пункты по ремонту вагонов.

В 1889 Моршанско-Сызранская ж. д. была правительством выкуплена, слита с др. участками и преобразована в Сызрано-Вяземскую. К кон. 1870-х гг. товарооборот возрос вдвое. Через ст. П. в сутки проходило 2 пары пасс. и свыше 10 товарн. составов. Центр и З. страны, в т. ч. балтийские порты, через этот путь связывались с р-нами, богатыми хлебом и др. с.-х. продуктами, – Волгой, Уралом, Сибирью, Ср. Азией. 16 дек. 1895 открыт участок П. – Рузаевка, соединивший Моск.-Казан. и Сызр.-Вязем. дороги (также однопутные, протяженностью 143 км); было сооружено 58 мостов. Губерния получила выход на С., к верх. Волге и второй путь на М., к-рый был длиннее первого на 43 км. В р-не дороги имелись избытки хлеба, пеньки, лука и др. продукции. Трасса использовалась и для транзитных грузов. 1 дек. 1896 началось движение по линии, связавшей П. через Ртищево с юж. губерниями России, с Черн. и Азов. морями. П. становится крупным ж.-д. узлом, имеющим общерос. значение. Организовано неск. станций, строятся внутриузловые транс. развязки. Ст. Пенза-3 выполняла роль передаточного пункта между Ряз.-Уральск. и Сызр.-Вязем. дорогами. При отсутствии судоход. рек и шоссейных дорог ж. д. решала проблему вывоза с.-х. продуктов, способствовала дальнейшему развитию производ. сил края. В кон. 19 в. через ст. П.-товарная ежегодно проходило св. 100 млн пудов грузов. В нач. 20 в. среднегодовая сумма вывоза составляла свыше 28 млн руб., а ввоза – 5 млн. Продукция полеводства составляла 67% всего вывоза (в стоимостном выражении), животноводства – 10%, птицеводства – 9%, лесоводства – 4%, садоводства и огородничества –1%, пром-сти – 8%. За пределы губ. вывозилась рожь, овес, конопля, картофель, горох, пшеница, гречиха, просо, живой скот, овчина, коровье масло, яйца, лук, спички, писчебумаж. изделия. Через ж. д. Пенз. губ. была связана с различн. рынками: за границу страны шло 20% вывозимых товаров, на Пб. и М. – по 13%, на остальные р-ны России – свыше 40%, непосредственно в Пенз. губ. – 8%.

Т. ж. способствовал формированию значительного по числ. отряда раб. класса, росту нас. губ. центра, возникновению учеб. заведений ж.-д. профиля.

После окончания Гражд. войны началось дальнейшее развитие Т. ж. В 1923 обновился подвижной состав. В 1924 установлены решетчатые семафоры. В 1927 стрелочные переводы оборудованы контрольными замками системы Мелентьева. В 1928 установлены телефоны, селекторные аппараты. В февр. 1939 создается Пенз. ж. д., к-рая состояла из гл. линии Таловая – Поворино – Балашов – Пенза – Кузнецк. В 1946 организовано Пенз. отделение Куйбышевской ж. д., к-рое работает и ныне. В 1990-е гг. локомотивный парк Пенз. отд. насчитывал 150 электровозов и б. 100 тепловозов. Перевозки грузов и пасс. осуществляются электровозной тягой (Пенза – Кузнецк и Пенза – Рузаевка) и тепловозной тягой (Пенза – Пачелма). За 1998 было отправлено по ж. д. 5,3 млн чел., грузов – 0,8 млн т. Одной из важнейших составляющих Т. ж. являются системы, обеспечивающие безопасность движения. На ст. Пенза-3 механизированы три тормозные позиции, нечетная горка оснащена устройством автоматич. роспуска составов. Производ. цеха Т. ж. – локомотивные и вагонные депо – оснащены совр. оборудованием и механизиров. линиями, к-рые дают возможность, минуя спец. з-ды, производить капремонт техники и подвиж. состава. Используются автоматизир. системы бронирования мест и продажи билетов, информации, составления всех видов отчетности, накопления статистич. данных для прогнозирования пассажиропотоков.

Совр. Т. ж. состоит из двух крупных подсистем: общего и необщего пользования. Т. ж. общ. пользования – самостоят. транс. подотрасль, осуществляющая перевозки грузов и пассажиров, обслуживающая все отрасли экономики, все соц. слои населения, руководствующаяся общими для ж.-д. сети правилами перевозок грузов и людей. Ж. т. необщ. пользования (пром. транспорт) выполняет технологич. перемещение грузов и перевозки работников на терр. пром. пр-тий. Материальной основой подотрасли служат подъездные пути пр-тий, необходимые обустройства, а часто и собств. подвижной состав (на з-де «Химмаш», з-де им. Фрунзе, дизельном з-де и др.).

Лит.: ПГВ. 1867. № 51; 1868. № 2, 17; 1869. № 9, 11; 1870. № 23, 51; 1873. № 126, 129, 137; 1874. № 13, 14, 44, 121; Итоги оценочно-статистического исследования Пензенской губернии. Железнодорожный грузооборот Пензенской губернии в связи с общеэкономическими данными. По материалам железнодорожной статистики / Сост. Н. М. Вишневский. П., 1916; Пензенскому отделению – 100 лет; Сальников А. В.; Власов В. А. Новые пути //Из истории области. Вып. 1.

[В. А. Власов, Е. П. Тюкленкова. ТРАНСПОРТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 622-623.]


Пенза. Вокзал Сызранско-Вяземской железной дороги. Фото нач. 20 в.


Вокзал станции Пенза-1.

Районные центры

Башмаково
Беково
Белинский
Бессоновка
Вадинск
Городище
Земетчино
Исса
Каменка
Колышлей
Кузнецк
Лопатино
Лунино
Малая Сердоба
Мокшан
Наровчат
Неверкино
Нижний Ломов
Никольск
Пачелма
Пенза
Заречный
Пензенский район
Русский Камешкир
Сердобск
Сосновоборск
Спасск
Тамала
Шемышейка


(c) inpenza.ru | Контакт Индекс цитирования Яндекс.Метрика