Пензенская область

История
Агрокомплекс
Аптеки
Археология
Архитектура
Афиша

Банки
Библиотеки
Больницы

Ветеринария

Госорганы
Гостиницы

Искусство
Ислам
Иудаизм

Карты
Католицизм
Кладбища
Культура

Люди

Медицина
Мосты
Музеи
Музыка

Население
Наука
Недвижимость
Новости

Образование

Памятники
Парикмахерские
Парки
Почта
Православие
Пресса
Природа
Промышленность

Радио

Санатории
Спорт
Строительство

Театры
Телевидение
Телефония
Торговля
Транспорт
Туризм

Фото

Хозяйство

Экспо
Энергетика


Транспорт

ПЕНЗЕНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КУЙБЫШЕВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

ПЕНЗЕНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КУЙБЫШЕВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ - старейшее отделение на дороге, возникновение к-рой относится к 1-й пол. 1870-х гг. Расположено на пересечении двух гл. магистралей, идущих с В. на З. и с С. на Ю. Входило в состав Сызрано-Вяземской, затем Московско-Казанской и Ленинской ж. д. В 1939 образована Пенз. ж. д., куда вошли части Юго-Вост., Рязано-Уральской, Сталинградской и Ленинской дорог (состояла из гл. линии Таловая – Поворино – Балашов – Пенза – Кузнецк). В 1930-е гг. проложен второй путь на участке П. – Сызрань. В трудовую летопись ж. д. вписаны имена машинистов А. И. Иващенко, В. Т. Филиппова, А. С. Бажанова, Н. А. Быстрова, В. В. Китаева, работника депо В. П. Кайманова. В годы Вел. Отеч. войны пенз. железнодорожники обеспечивали бесперебойную работу Пенз. ж.-д. узла и сражались на фронте. Героями Сов. Союза стали В. Е. Жуков, Н. П. Драгунов, Н. С. Павлушкин, кавалеры орд. Славы – Н. А. Костерин, А. С. Харитонов, С. С. Мочалов, П. Д. Климачев. Работники депо Пенза-1 помимо осн. работы построили бронепоезд «Смерть фашизму», конструкцию к-рого разработали Б. А. Строков, Н. К. Безруков, Н. Ф. Костычев. Героически трудились А. Г. Гринюк, А. А. Мосолов, М. Г. Лазебный, Г. Е. Макаров, Н. В. Скворцов и др. Героями Соц. Труда стали потомств. железнодорожник Н. Р. Колобов и А. П. Жаркова. В 1942 Пенз. ж. д. расформирована, все ее хоз-во перешло в ведение ж. д. им. Куйбышева. В 1946 образовано П. о. в составе ж. д. им. Куйбышева (ныне Куйбышевская ж. д.), куда входит 820 км эксплуатац. длины стального пути и 77 ж.-д. станций. Пенз. узел включает 4 станции (Пенза- 1, 2, 3, 4). Тепловозы используются с 1957, электровозы – с 1965 на участке П. – Сызрань и с 1971 – на участке П.-Рузаевка. В послевоен. годы за трудовые успехи правит. награды получили 2600 работников отделения, в т. ч. А. И. Ежов, И. Л. Рыхуба, В. Т. Цыбискин, П. И. Галкин, Т. П. Арбекова, В. И. Поликарпов, Ю. Н. Штурмин. С 1986 до 2000 начальником Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги работал Н. И. Шигин. В 1999 коллектив под его рук-вом был отмечен как лучшее отделение по Мин-ву путей сообщения РФ. Магистраль обеспечивает товарообмен и нар-хоз. поставки между крупными экон. р-нами страны. От Ряжска проходит столичная магистраль, через к-рую П. связывает с М. р-ны Урала, Сибири, гос-ва Ср. Азии, Казахстан, Участок П. – Евлашево соединяет Юг и Центр страны с ее вост. регионами, участок П. – Рузаевка – с нечерноземной зоной России. От ст. Пенза-3 на Ртищево открывается путь к юж. р-нам страны, к области росс. черноземья, к Украине. На П. о. ежегодно перевозилось в 1960-е гг. 6–8 млн пассажиров, в 1970-е – 9–10 млн, в 1980-е – 14 млн, в нач. 90-х – от 11 до 18 млн чел. и 20 млн т/км грузов. В 1999 кол-во перевезенных пассажиров составило 7738,9 тыс. чел., перевезенных грузов – 7224,6 млн т/км. П. – крупный пересадочный пункт, имеющий транс. выход на все четыре направления.

Лит.: Навстречу новому веку. Куйбыш., 1974; Пензенскому отделению – 100 лет. П., 1974.

[В. А. Власов. ПЕНЗЕНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КУЙБЫШЕВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.]

Районные центры

Башмаково
Беково
Белинский
Бессоновка
Вадинск
Городище
Земетчино
Исса
Каменка
Колышлей
Кузнецк
Лопатино
Лунино
Малая Сердоба
Мокшан
Наровчат
Неверкино
Нижний Ломов
Никольск
Пачелма
Пенза
Заречный
Пензенский район
Русский Камешкир
Сердобск
Сосновоборск
Спасск
Тамала
Шемышейка


(c) inpenza.ru | Контакт Индекс цитирования Яндекс.Метрика