Татарский фольклор

Характерными жанрами татарского фольклора являются эпос, сказки, легенды, баиты, песни, загадки, пословицы и поговорки. Собственно эпос у татар-мишарей не распространен; он характерен для сибирских татар. Распространение получили баиты, своеобразный жанр, присущий тат. нар. поэзии и по своей сущности близкий к балладам. Баиты носят лиро-эпич. характер, повествуют о чрезвычайных, трагических, ист. событиях, судьбах отд. людей. Большинство баитов татар-мишарей Пенз. края относится по времени создания ко 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. В соврем. фольклорном репертуаре татар-мишарей жанр баитов является угасающим. Среди мишарей широко распространены сказочные и легендарные истории книжного происхождения. Это фрагменты известных дастанов (поэтич. обработка сказочных сюжетов), приобретшие широкую популярность в тат. нар. среде. Такие произв. могут быть либо отнесены к сказкам и легендам, либо классифицироваться как т. наз. устный дастан. До наших дней дошли тат. легенды и предания. Так, в легенде о сотворении земли говорится, что в самые давние времена в мире не было ничего, кроме воды, рыб и водоплавающих птиц; однажды утка погрузилась в воду до самого дна и вынырнула с комочком земли в клюве; этот комочек стал увеличиваться, создавая земную твердь. В предании о происхождении названия с. Сулеймановка Неверк. р-на рассказывается о роде Сарбая («желтого бая»), поссорившемся с соседями и выселившемся из с. Могилка (ныне с. Октябрьское) в отд. село в кон. 18 в. В легендах живут баснословные существа Су-бабасы (водяной дед), Су-анасы (водяная мать), Убыр (колдунья, ведьма), Бичура (кикимора) и др. Из числа тат. сказок у мишарей наибольшее распространение имеют бытовые. В сказки о животных и волшебные сказки также нередко привносятся бытовые детали. В волшебных сказках чудесным помощником героя нередко оказывается конь.

Среди необрядовой поэзии выделяются собственно лирич. песни и песни-четверостишия или частушки (т. наз. такмаклар, в науч. тат. лит-ре – кыске жыр). Такмаклар сравнительно позднее явление, возникшее в кон. 19 – нач. 20 в., распространено достаточно широко. Эти четверостишия могут носить как социальный, так и любовный характер. В отличие от песен казанских татар, у мишарей много сюжетных, рассказывающих о разбойниках, об отходах на заработки.

Обрядовая поэзия мишарей существенно отличается от обрядовой поэзии казанских татар. Особенно это видно на примере свадебной поэзии пенз. мишарей. Так, в прошлом для татар Пенз. края было характерно исполнение плачей-причитаний невесты. В Кузн. и Неверк. р-нах утрата причитаний произошла не позднее сер. 19 в., высказываются предположения о том, что причитаний здесь не было вообще. Вместе с тем, у татар западных р-нов области (напр. Белинск.) следы причитаний сохранились и до наших дней, хотя по прямому назначению (на свадьбах) их уже не используют. На свадьбе поются величальные, плясовые, шуточные песни, а также такмаклар.

Фольклор других семейных обрядов для татар-мишарей либо малохарактерен (при рождении ребенка), либо вообще отсутствует (при похоронах). Календарно-обрядовая поэзия мишарей б. всего является зимней и весенней. Зимняя поэзия связана с обрядом нардуган. Весенний праздник сабантуй татары-мишари не проводили. Песни исполнялись и по случаю весеннего паводка (жимчачак).

Сбор фольклора татар-мишарей начал проводиться с 1950 сектором нар. творчества Ин-та языка, лит-ры и истории им. Г. Ибрагимова (Казань). Среди тех, кто записывал фольклор в Пенз. обл., И. Надиров (в Белинск. р-не), Э. Касыймов (в Городищ. р-не). Основную работу по сбору Ф. т. Пенз. края ведут местные исследователи, энтузиасты.

Лит.: Жаткин Д. Н. Короткие песни на татарской свадьбе //Российская провинция: история и современность. Елабуга, 1998; Жаткин Д. Н. Общность тенденций трансформации свадебного обряда и изменения жанрового состава свадебного фольклора у мордвы и татар в 20 веке. На материале Пенз. обл. //Россия – век 20. Итоги и проблемы. П., 1998.

[Д. Н. Жаткин. Татарский фольклор / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *