Татарская мифология

В идеологии татар вплоть до нач. 19 в. заметны пережитки язычества. Наиб. древним, мифич. доисламским представлением о душе считается орэк, душа «нечистых» покойников (самоубийц). Душа колдуна после его смерти превращается в убыр. Эти души орэк и убыр, по нар. поверьям, причиняли людям вред: сбивали с пути запоздалых путников, насылали болезни, пили кровь скота и т. д. Таких покойников хоронили в дальнем углу кладбища, ибо культ предков у татар тесно связан с культом могил: довольно широко практикуется у них посещение древних кладбищ, могил святых (изгелэр, эулиялар). Татары верили в духов природы. Особым почитанием пользовался дух земли (ж,ир иясе), к-рый покровительствовал их полям. Чтобы умилостивить ж,ир иясе, ежегодно после весеннего сева совершалось обществ. моление келэу. С древним культом воды связано представление о мифич. существе су иясе (дух воды). За непочитание он мог засушить водоемы, потопить людей, наслать болезни и т. д. Обычай «показать новобрачной путь к источнику» в свадебном обряде татар также выполнялся с целью одаривания водяного духа, чтобы он не причинил невесте вреда.

В верованиях татар Посурья отражено также почитание домашних животных, особенно лошадей. Между только что рожденными жеребятами-двойнями якобы можно обнаружить птицу счастья койгорыш (птица, вылупившаяся из яйца, к-рое снес петух). Петух в представлении татар Посурья – вестник счастья. Отсюда, возможно, и исходит название свадебного обряда тан,кучат ????? (петушиная заря). Пение петуха обещает приятную новость или известие.

В представлении татар каждый двор имел своего духа-покровителя – хозяина двора (йорт иясе), к-рый изредка мог показываться человеку, особенно тому, кого он любил, в образе женщины в белом, реже в образе зайца или белой собачки.

К широко распространенным у татар Посурья фантастич. образам следует отнести аздяку – злое и враждебное человеку существо. По поверьям аздяка считается огненным змеем, к-рый может пробраться через трубу в дом одинокой женщины.

Такие фантастич. образы, как шурале, бичура, не представлены в четкой форме в мифологии татар Посурья.

Лит.: Мухамедова Р. Г. Татары-мишари: Историко-этногр. исследование. М., 1972; Ярми Х. Х. Татар халкыныц поэтик ижаты. Казань, 1967.

Р. Г. Мухамедова. Татарская мифология / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *