Салон Цеге

Салон Цеге — кружок пенз. любителей музыки, театра, изобразит. иск-ва, лит-ры и кино, группировавшихся (1905–16) вокруг Л. Н. Цеге. Лидия Николаевна (урожд. Иванова, 1884–1962), пианистка и композитор. Ее муж, Константин Карлович (1879 – ок. 1926), по окончании 2-й Пенз. муж. гимназии служил представителем Пенз. агентства С.-Петерб. об-ва страхования, был совладельцем фирмы «Посредник» по торговле с.-х. машинами и инвентарем, двух электротеатров «Аванс» и «Прогресс». Увлекался театром, техникой, фотографией и кино. Зарождение салона происходит летом 1905, когда к муз.-артистич. интересам семьи Цеге добавилось увлечение живописью (после сближения с семьей А. В. Лентулова). В него приходят ученики ПХУ, муз. классов Пенз. отд. ИРМО, проф. артисты, музыканты, литераторы и местные любители иск-в. В салоне выдвигались новаторские для своего времени инициативы и формировалось обществ. мнение. Акциям С. Ц. был свойствен поиск синтеза иск-в, совмещение в одном действии музыки, пения, речитатива, поэтич. декламации, жеста, живописи, световых и декоративных эффектов, применение совр. техн. средств и интерес к фольклору. Примером могут служить: «Вечера Нового Искусства», худож. оформление А. В. Лентуловым интерьера электротеатра «Аванс» и там же первые в П. сеансы звукового кино (опыты К. К. Цеге), концертная и постановочная деятельность Пенз. муз.-драм. кружка. Этот синтетизм оказал сильное воздействие на формирование творчества таких художников, как А. В. Лентулов, В. Е. Татлин и В. Д. Бурлюк, обучавшихся тогда в ПХУ и друживших с семьей Цеге. 3.3.1914 в С. Ц. прошел вечер поэзии первых рус. футуристов Д. Д. Бурлюка, В. В. Маяковского и В. В. Каменского, к-рые посетили П. в ходе поэтич. турне по России. С нач. войны 1914 внешняя деятельность салона сокращается, а после высылки К. К. Цеге как герм. подданного из П. в Астрахань в июне 1915 прекращается совсем. К последним страницам уже внутр. жизни кружка можно отнести приезд летом 1916 В. В. Каменского в гости к Л. Н. Цеге на дачу в дер. Кичкилейку под П., где им написано неск. стихотворений с посвящением Лид. Ник. В сер. 1917 она с детьми выезжает в Саратов к мужу. Известно о существовании двух живописных портретов Л. Н. Цеге работы А. В. Лентулова (1905) и В. Д. Бурлюка (1915), оба до 1917 находились в П. и, видимо, не сохранились. Вечера С. Ц. собирались: с 1905 – на ул. Никольской, 4 (ныне К. Маркса), дом не сохранился, принадлежал Пенз. ремесл. управе, с 1912 – в т. наз. футуристич. доме на углу ул. Поповки и Поповой Горы, владельцем к-рого был Н. Н. Мещеряков (ныне ул. Боевая Гора, 12).

Лит.: Храбровицкий; Савин (9); Димаков Д. «Футуристический дом» в Пензе //ПП.1989. 6 апр.; Димаков Д. Все обошлось без скандальчиков //Временник. 1991. Вып. 2.

[Д. Н. Димаков. Салон Цеге / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *