Садово-парковое искусство

Садово-парковое искусство в Пензенской области представлено сохранившимися усадебными парками регулярного и пейзажного (ландшафтного) типа, а также объектами общественного и науч. назначения (скверы, ПКиО, ботанический сад, дендрарии). К регулярным паркам можно отнести парки в бывшей усадьбе П. П. Шан-Гирея Апалиха, в селах Никольская Пестровка Иссин. р-на, Тоузаково Лунин. р-на и Черкасское Пачелм. р-на, где парковые массивы членятся на прямоугольные участки пересекающимися аллеями. Наибольшее распространение получили в Пенз. обл. пейзажные (английские) парки, чему способствовало устройство помещичьих усадеб в окружении естеств. растительности. Среди них наиболее выдающиеся садово-парковые ансамбли: Зубриловской усадьбы кн. С. Ф. Голицына и Надеждинской усадьбы кн. А. Б. Куракина — замечат. образцы «золотого» века рус. С.-п. и., периода утверждения живописного пейзажного стиля. Устроенные в кон. 18 в., они отвечали сложившейся романтич. направленности, к-рая выражалась в создании всевозможных уголков естеств. природного ландшафта с введением в него элементов античной архитектуры. В зубриловском парке это башня-руина и декоративный водоем, в надеждинском – не только разбросанные по парку павильоны и беседки, но и их названия (храмы Лады, Славы, Терпения, Благодарности, Дружбы, Истины, галерея «Вместилище чувствий вечных»), а также названия дорожек и аллей (Марии-Антуанетты, Цесаревичева, Брата Алексея, Катишина, Софьина, Аленина, Ожидаемого благоденствия, Приятного наслаждения, Милой тени, Уединения, Преодолеваемых трудностей, Спокойствия душевного, Веселой мысли, Воспоминания прошедших утех и т. д.), семантич. подтекст к-рых должен был напоминать князю о близких людях и пережитых им когда-то чувствах. К сожалению, все постройки надеждинского парка утрачены, а его первоначальный худож. образ сильно искажен. Зачастую парк как бы делится на две части: примыкающая к дому для большей торжественности решается как регулярная, а удаленная, рассчитанная на уединенные прогулки, как пейзажная. Такой прием, в частности, использован в усадьбах сел Голицына Н.-Ломов. р-на (см. Голицинский лесопарк) и Н. Шкафта Никольского р-на, с. Кирово Серд. р-на. В др. парках сочетание обоих стилей выражается лишь включением в естеств. природное окружение отд. элементов регулярности: прямых аллей, небольших партеров, геометрич. очертаний планировки (с. Бузовлево Лопат. р-на; Белокаменский лесопарк). Характерным признаком рус. пейзажных парков является активное использование прудов. Если это небольшой парк, то пруд становится центром его композиции, как, например, в Вазерках и Грабове Бессонов. р-на; если парк больших размеров и позволяет рельеф, то в нем устраивается целый каскад прудов (Зубрилово Тамал. р-на, Голицино Н.-Ломов. р-на, Н. Шкафт Никольск. р-на, Белокаменка Колышл. р-на). Иногда, если усадьба размещается в безлесной местности, пруды становятся основой всей садово-парковой композиции, ее главным акцентом, как в усадьбе Тарханы. При больших размерах пруда, как, напр., в бывших усадьбах Загоскиных (с. Рамзай Мокш. р-на), Устиновых (пгт Беково), в с. Липовка Башмаков. р-на, в той же Белокаменке, парк разбивается близ него, и в этом случае пруд на завершающем этапе маршрута выступает заключит. аккордом в создании зрительных эффектов. Порой водоем поэтически обыгрывается устройством на нем островка с беседкой и перекидным мостиком к нему, как это сделано в с. Ст. Потловка Колышл. р-на. Отсутствие в усадьбах пруда компенсируется протекающей поблизости речкой, к-рая задействована в садово-парковой зоне, увеличивая возможности раскрытия пространства, что имеет место в усадьбе Апалиха. К объектам С.-п. и., преследующим цели организации досуга, относятся гор. скверы и парки (см. Парк культуры и отдыха), а к ставящим перед собой науч. задачи – Пензенский ботанический сад и дендрологич. участки (в Ахунском лесничестве, Барабановском лесничестве Наровч. р-на), Морозовский дендрарий.

Лит.: Голомбиевский А. Покинутая усадьба //Старые годы. 1911. Январь; Агальцова В. А. Сохранение мемориальных лесопарков. М., 1980. С. 101–129; Антонов И. С., Саволей Ю. П. (2); Пономарев С. Ю. Старинные парки //С любовью к природе; Вергунов А. П., Горохов В. А. Русские сады и парки. М., 1988. С. 92–95; Мир русской усадьбы. М., 1995.

[А. И. Дворжанский. Садово-парковое искусство / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *