Пиктографическое письмо и идеограммы

Сообщения, передаваемые посредством рисунка, условного изображения, неалфавитных письменных знаков. Известны со времен неолита. На терр. Пенз. края пиктограммы и идеограммы использовались мордвой вплоть до сер. 19 в. Образцом морд. пиктографич. письма считают послание в Пб. солдату Никите Колесникову от родных из Кузнецкого уезда. В нем говорится: брат Никиты Федор (обладающий семейным знаком косы и личным знаком – ручкой косы) приехал домой и через три дня (три солнца) умер; жена плачет, трое детей сидят без хлеба, просят Никиту прислать денег; сообщается, что племянница Никиты Цапля вышла замуж за Петра Колесникова. Многочисл. идеограммы – родовые, семейные, личные тамги («знамена») как знак собственности того или иного человека вырубались на деревьях в бортных «ухожаях» мордвы; эти тамги вместо подписи заносились в отказные кн. 17–18 вв. Важная информация о хоз. состоянии крестьян записывалась идеограммами на специально ограненных палках, к-рые «вели» старосты, десятники и др. сборщики налогов. Соответств. информация о кол-ве скота подворно насекалась на пастушечьих палках. В наст. время остатки идеографии сохранились в сел. местности: на ушах овец, пасущихся в обществ. отарах, хозяева вырезают простейшие семейные тамги, образцы к-рых хранятся у чабанов или выборных лиц.

Лит.: История Мордовской АССР. Саранск, 1979. Т. 1.

[М. С. Полубояров. ПИКТОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО И ИДЕОГРАММЫ / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 475.]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *