Пензенское отделение Куйбышевской железной дороги

ПЕНЗЕНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КУЙБЫШЕВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ — старейшее отделение на дороге, возникновение к-рой относится к 1-й пол. 1870-х гг. Расположено на пересечении двух гл. магистралей, идущих с В. на З. и с С. на Ю. Входило в состав Сызрано-Вяземской, затем Московско-Казанской и Ленинской ж. д. В 1939 образована Пенз. ж. д., куда вошли части Юго-Вост., Рязано-Уральской, Сталинградской и Ленинской дорог (состояла из гл. линии Таловая – Поворино – Балашов – Пенза – Кузнецк). В 1930-е гг. проложен второй путь на участке П. – Сызрань. В трудовую летопись ж. д. вписаны имена машинистов А. И. Иващенко, В. Т. Филиппова, А. С. Бажанова, Н. А. Быстрова, В. В. Китаева, работника депо В. П. Кайманова. В годы Вел. Отеч. войны пенз. железнодорожники обеспечивали бесперебойную работу Пенз. ж.-д. узла и сражались на фронте. Героями Сов. Союза стали В. Е. Жуков, Н. П. Драгунов, Н. С. Павлушкин, кавалеры орд. Славы – Н. А. Костерин, А. С. Харитонов, С. С. Мочалов, П. Д. Климачев. Работники депо Пенза-1 помимо осн. работы построили бронепоезд «Смерть фашизму», конструкцию к-рого разработали Б. А. Строков, Н. К. Безруков, Н. Ф. Костычев. Героически трудились А. Г. Гринюк, А. А. Мосолов, М. Г. Лазебный, Г. Е. Макаров, Н. В. Скворцов и др. Героями Соц. Труда стали потомств. железнодорожник Н. Р. Колобов и А. П. Жаркова. В 1942 Пенз. ж. д. расформирована, все ее хоз-во перешло в ведение ж. д. им. Куйбышева. В 1946 образовано П. о. в составе ж. д. им. Куйбышева (ныне Куйбышевская ж. д.), куда входит 820 км эксплуатац. длины стального пути и 77 ж.-д. станций. Пенз. узел включает 4 станции (Пенза- 1, 2, 3, 4). Тепловозы используются с 1957, электровозы – с 1965 на участке П. – Сызрань и с 1971 – на участке П.-Рузаевка. В послевоен. годы за трудовые успехи правит. награды получили 2600 работников отделения, в т. ч. А. И. Ежов, И. Л. Рыхуба, В. Т. Цыбискин, П. И. Галкин, Т. П. Арбекова, В. И. Поликарпов, Ю. Н. Штурмин. С 1986 до 2000 начальником Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги работал Н. И. Шигин. В 1999 коллектив под его рук-вом был отмечен как лучшее отделение по Мин-ву путей сообщения РФ. Магистраль обеспечивает товарообмен и нар-хоз. поставки между крупными экон. р-нами страны. От Ряжска проходит столичная магистраль, через к-рую П. связывает с М. р-ны Урала, Сибири, гос-ва Ср. Азии, Казахстан, Участок П. – Евлашево соединяет Юг и Центр страны с ее вост. регионами, участок П. – Рузаевка – с нечерноземной зоной России. От ст. Пенза-3 на Ртищево открывается путь к юж. р-нам страны, к области росс. черноземья, к Украине. На П. о. ежегодно перевозилось в 1960-е гг. 6–8 млн пассажиров, в 1970-е – 9–10 млн, в 1980-е – 14 млн, в нач. 90-х – от 11 до 18 млн чел. и 20 млн т/км грузов. В 1999 кол-во перевезенных пассажиров составило 7738,9 тыс. чел., перевезенных грузов – 7224,6 млн т/км. П. – крупный пересадочный пункт, имеющий транс. выход на все четыре направления.

Лит.: Навстречу новому веку. Куйбыш., 1974; Пензенскому отделению – 100 лет. П., 1974.

[В. А. Власов. ПЕНЗЕНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КУЙБЫШЕВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *