Пензенский Троицкий монастырь

МОНАСТЫРЬ 3-го класса (П., ул. Кирова), осн. в 1689–92 на пл. в 2400 кв. саж., к-рая к нач. 20 в. увеличилась б. чем в 3 раза. Первая дерев. церковь во имя Живоначальной Троицы построена в 1702 из остатков разобранного Спасского собора, стоявшего на терр. крепости; вторая, во имя прп. Александра Свирского, – в 1717. В 1746 они сделаны каменными, причем Троицкий храм был соединен с колокольней, в к-рой разместилась церк. Александра Свирского. Возобновленные после пожара 1770, они в дальнейшем перестраивались. В 1900 Троицкий храм был разобран и к 1910 выстроен в «русском» стиле, заняв благодаря своей живописной многоглавой композиции и пышному декоративному оформлению с использованием элементов древнерус. зодчества 17 в. (шатров, кокошников) доминирующее положение в анс. монастыря. Рядом с Троицким храмом располагается Духосошественская церковь, построенная в сер. 19 в. Анс. монастыря, получив свое окончат. завершение к нач. 20 в., включал в себя, кроме упомянутых культовых сооружений, неск. камен. 2-этажных корпусов: игуменный (1845), училищный (1870), просфорный и ризный (1870), три монашеских (1840-е гг., 1875, 1908), а также больничный и трапезный корпуса и целый ряд дерев. жилых и хозпостроек. Обнесенный камен. оградой с тремя башнями, он выделялся строгостью архитектуры большинства входящих в анс. зданий и в то же время изяществом своей осн. доминанты – Троицкого собора. Основанный тридцатью монахинями, монастырь в 1907 насчитывал игуменью, 16 штатных и 38 нештатных монахинь, 16 указных послушниц и 246 временно проживающих на испытании. При монастыре были златошвейные мастерские, уч-ще для девочек-сирот, б-ца. В 1918 монастырь был закрыт, а в 1931 закрыты и его храмы. Комплекс зданий возвращен епархии в 1992, в нем вновь создан жен. монастырь, в котором на 1999 – 26 насельниц. Игуменьей с 1992 является Митрофания (В. Е. Перетягина). Ведется реконструкция, в ходе которой восстановлены Духосошественский храм, ограда по ул. Кирова и две угловые башни. 3 окт. 1999 монастырь посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Лит.: ПЕВ. 1904. № 10; 1910. № 11; Дворжанский А., Шишлов С. Красота и трагедия //ПП. 1989. 3 нояб.; Дворжанский А. А. Пензенский Троицкий женский монастырь //ПЕВ. 1998. № 3, 6, 8.

[А. И. Дворжанский. ПЕНЗЕНСКИЙ ТРОИЦКИЙ ОБЩЕЖИТЕЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 461-462.]

Монастыри во все времена были излюбленными местами паломничества православных христиан.

Чтобы преисполниться пребывающей в их стенах благодати, богомольцы готовы были добираться до них за сотни и тысячи вёрст, претерпевая все тяготы многодневного пути. Сейчас, когда дальние расстояния уже ни для кого не помеха, многие стремятся посетить как можно больше святых мест. Забывая о своих собственных, которые, казалось бы, должны быть любимей и желанней. Но, как это бывает и с самими людьми, у которых родные и близкие, требующие к себе повышенного внимания и заботы, зачастую отходят на задний план, так и святыни, находящиеся рядом и оттого ставшие привычными, уже не воспринимаются как святыни. Последнее в полной мере можно отнести и к Пензенскому Троицкому женскому монастырю, когда-то очень почитаемому всеми жителями Пензы, считавшими своей непременной обязанностью оказывать ему материальную поддержку.

Старая фотография доносит до нас красоту Троицкого собора, который еще в 1978 году был поставлен государством на охрану как памятник архитектуры и до сих пор пребывает в полуразрушенном виде, взывая о помощи. Но, как видно, даже руины не пробуждают в наших очерствевших сердцах сострадания к старейшей пензенской обители, история которой насчитывает более трехсот лет…

Спустя четверть века после строительства крепости Пенза, основанной в 1663 году для защиты юго-восточных рубежей Русского государства, около тридцати пензенских жительниц решили создать здесь женскую обитель. В декабре 1689 года священник Рождественской церкви Петр Иванов безвозмездно уступил «безместным старицам» Таисии и Феодосии свою усадьбу, располагавшуюся в 100 саженях от крепости на спускающемся к реке покатом склоне. Вскоре к ней прибавились еще две соседние усадьбы, в результате чего образовался участок земли площадью 2400 квадратных саженей, что позволяло уже обратиться с челобитной на имя царей Иоанна и Петра Алексеевичей.

15 октября 1692 года святейший патриарх Адриан выдал благословенную грамоту, согласно которой в Пензе дозволялось «построить девичь монастырь, да в нем две церкви». 23 августа 1693 года был выдан антиминс на освящение в монастыре церкви Пресвятой Богородицы Одигитрии, которая, вероятнее всего, разместилась в одной из келий. Первой игуменией новоучрежденного монастыря в 1694 году стала монахиня Анисия. В 1702 году состоялось освящение деревянного Троицкого храма, материалом для которого послужил разобранный по ветхости Спасский собор – первый храм города-крепости Пенза. В 1717 году при игумении Марии строится еще одна церковь – во имя преподобного Александра Свирского, а в 1746-1747 годах вместо деревянных церквей игуменьей Александрой был сооружен каменный Троицкий, храм с приделом в трапезной во имя Смоленской иконы Божией Матери, а также каменная колокольня, в которой разместилась церковь во имя прп. Александра Свирского. По утвержденным в 1764 году штатам Пензенский монастырь был отнесен к третьему классу, и в нем полагалось находиться игумений, казначее и пятнадцати монахиням. В 1770 году монастырские здания пострадали от пожара, в связи, с чем колокольню пришлось перестроить. На рубеже XVIII и XIX веков была перестроена и Троицкая церковь, облик которой затем уже не менялся до XX века. Лишь в 1900 году она была разобрана и на ее месте по проекту архитектора Александра Гавриловича Старжинского построен новый Троицкий храм, выполненный в русском стиле, освящение которого состоялось 18 сентября 1911 года. Рядом в 1858-1859 годах возвели внушительных размеров Духосошественский храм с приделами во имя святителя и чудотворца Николая и Смоленской иконы Божией Матери и на хорах – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев.

К 1914 году в монастыре насчитывалось 16 штатных и 37 нештатных монахинь, 44 указных послушницы и 239 временно проживающих на испытании. Следует отметить особый вклад в устроение обители игумений Надежды, которая управляла монастырем с 1837 по 1879 год, то есть более 40 лет, и оставила после себя образцовое хозяйство, а также игумений Рахили, бывшей настоятельницей монастыря с 1883 по 1909 год. Обе они за свои труды на пользу и процветание святой обители были награждены тремя крестами – наперсным от Святейшего Синода и двумя из кабинета Его Императорского Величества. Последней настоятельницей монастыря до революции была игумения Маврикия, в 1910 году награжденная наперсным крестом, а в советское время – игумения Руфь. После революции монастырь закрыли, хотя служба в его храмах продолжалась до 1931 года. Когда разогнали насельниц монастыря, появилось знамение, предвещавшее более страшные гонения: на куполе Духосошественской церкви ночью стало проявляться яркое пятно, на которое сбегались смотреть со всего города. Сначала его закрасили черной краской, потом завесили мешковиной – ничего не помогало. После этого завершение храма сломали, поэтому его и не видно на старой фотографии. Первую монахиню арестовали в ноябре 1930 года и осудили на пять лет. В январе 1938 года забрали сразу 35 человек – бывших служителей Церкви Христовой, проживающих в Пензе, в том числе и 16 монахинь. Большая часть арестованных вскоре была расстреляна. К смертной казни приговорили и четырех монахинь, остальных осудили на 8-10 лет.

В 1992 году комплекс Пензенского Троицкого женского монастыря был возвращен Русской Православной Церкви, а в 1993 году стараниями архиепископа Серафима (Тихонова, +2000) женская обитель в Пензе вновь возродилась, отметив тем самым 300-летнюю годовщину своего основания. Организовывать монашеский уклад в ней предстояло бывшей настоятельнице Троицкого Сканова женского монастыря игумений Митрофании (Перетягиной).

Владыка Серафим испытывал особую любовь к пензенской обители. Лично наблюдал за ходом ее восстановления, радуясь тому, как здание, где до того размещалось кулинарное училище, всё более и более приобретает первоначальные черты бывшего здесь до революции Духосошественского храма.

6 января 1994 года в нем состоялось первое после долгого перерыва богослужение.

3 октября 1999 года монастырь принимал в своих стенах дорогого гостя – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, прибывшего в Пензу на торжества, посвященные 200-летию образования Пензенской епархии.

8 ноября 1999 года владыка Серафим освятил левый придел храма во имя Смоленской иконы Божией Матери, а 6 ноября 2001 года уже новый управляющий Пензенской епархией архиепископ Филарет – его главный престол во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. 26 мая 2005 года настоятельница монастыря игумения Митрофания за свои труды по возрождению обители и по случаю 15-летия несения ею игуменского послушания была награждена крестом с украшениями. Такова краткая история монастыря. Сейчас в нем проживают 30 насельниц. В основном это люди преклонных лет, но есть и молодые. Современному человеку непонятен тот подвиг иноческой жизни, который добровольно налагают на себя отдельные христиане, удаляясь от мира. Ведь вступая на новый путь, человек оставляет за воротами монастыря всё то, к чему он привык. Теперь вся его жизнь будет подчинена лишь одной цели, к которой, в общем-то, должен стремиться и любой христианин, – духовному совершенствованию, достигаемому неукоснительным соблюдением заповедей Господних.

Но в миру, погрязшем в грехах, сделать это чрезвычайно трудно, поскольку приходится постоянно вести борьбу со своими страстями, растлевающими душу, главные из которых – услаждение тела, сребролюбие и властолюбие. Именно этим страстям и объявляют войну те, кто вступает на монашеский путь, давая обеты безбрачия, нестяжательности и послушания. И не случайно именно монастыри были на Руси островками истинной православной веры и благочестия, а монахи – маяками, по которым сверяли свой путь люди в стремлении познать истину. Но будет неправильно думать, что цель монаха – отрешиться от всех страстей и благ мирских, чтобы сохранить свою душу в чистоте лишь себе во спасение. Устраниться от всего несущественного и вредного для души, чтобы всецело освободить ее для служения Богу. которое выражается в непрестанных молитвах за своих близких, за свою страну, за весь человеческий род. Вот главное предназначение монаха. И в этом заключается его высокое общественное служение: удалиться от мира – чтобы служить миру, который, может быть, и держится-то еще только по молитвам праведников. Поэтому в жизни любого монастыря молитва всегда на первом месте.

В Троицком монастыре молиться начинают в час ночи. Но не все. Молодым это не по силам. Они молятся с шести часов утра. Заканчивают в половине одиннадцатого. В пять часов – всенощная, вечерняя служба. А в половине девятого – вечернее правило, молитва на сон грядущим. В свободное от молитвы время исполняют разного рода послушания. Пять монахинь постоянно живут в Большой Валяевке, где находится монастырское подворье. Овощи, картошка, молоко, сметана – свои. Но рук не хватает. Особенно в монастыре. Привести в надлежащий вид всю его территорию самим насельницам не под силу, хотя и здесь есть свой «райский уголок», где до самых морозов благоухают розы.

Монастырь нуждается в постоянной помощи, в материальной поддержке, в спонсорах, которых, увы, пока нет. А тут еще предстоит восстанавливать Троицкий храм. Только и остается надеяться на помощь Божию, молиться и уповать на то, что пошлет Господь добрых людей, которые не оставят монастырь со своими проблемами наедине. Тем более, что приближается круглая дата – 100-летие освящения Троицкого собора монастыря, до которой остается менее пяти лет. Да и не за горами еще более значительный юбилей – 350-летие Пензы, которое будет отмечаться в 2013 году. Поэтому, появляется не просто надежда, а уверенность, что наши городские и областные власти, а также и сами жители откликнутся на монастырские проблемы, как на свои собственные. И Троицкий собор, расположенный на одной из самых оживленных улиц города, вскоре вновь засияет своей былой красотой.

Россия, г. Пенза, ул. Кирова, 25

Пензенский Троицкий женский монастырь

телефоны для справок: (8412) 52-18-20;

(8412) 52-19-45 (храм)

[1. ПЕНЗЕНСКИЙ ТРОИЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. БУКЛЕТ. Автор текста и оригинал-макета А. Дворжанский.
2. http://pravoslavie58region.ru/]

Фото

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *