Отзвук славного былого. Зубриловская усадьба в с. Зубрилово Тамалинского района Пензенской области.

Людмила Пашкова, Елена Савельева, http://www.radmuseumart.ru

Тот, кто однажды побывал в Зубриловке, обязательно захочет вернуться туда еще и еще раз.

Это — одна из самых знаменитых усадеб российской провинции. Теперь Зубриловка административно отнесена к Пензенской области, но исторически принадлежит она Балашовскому уезду Саратовской губернии.

В стороне от больших дорог и туристических маршрутов знаменитая некогда усадьба живет замкнутой жизнью, наполненной романтическими воспоминаниями об ушедшем времени.

Заброшенный дворец в заросшем парке поражает редких посетителей великолепием классических пропорций, достойных мастерства выдающегося зодчего.

Недалеко от дворца — храм-усыпальница владельцев усадьбы, небольшая часовня и, чуть в стороне, колокольня.

Некогда парк украшали затейливые сооружения и павильоны: детский домик, китайский домик, молочная и башня-руина.

Возникла усадьба в 80-е годы XVIII века после того, как князь С.Ф. Голицын (1748-1810), генерал-майор, флигель-адъютант Екатерины II, избрал земли по берегам Хопра для постройки имения. При дворе князь Сергей Федорович испытал взлеты и падения, но славу и награды снискал в военных походах против турок. По воспоминаниям современников, он имел «истинно русское сердце», был «наружности приятной, добр, умен и храбр».

Усадьбу близ Хопра С.Ф.Голицын обустраивал, не жалея средств. «Деревня построена внизу и отделяется прудом и плотиной от горы, на которой стоит господский дом, каменный, трехэтажный, — описывал Зубриловку неоднократно бывавший здесь в начале прошлого века литератор и историограф Ф.Ф.Вигель. — В соединении с двумя большими каменными же флигелями посредством двух предлинных оранжерей и имея подле себя церковь, величиной превосходящую самый большой уездный собор, дом сей, вся эта масса зданий представляется глазу довольно поразительно».

Генерал С.Ф.Голицын и его супруга Варвара Васильевна, урожденная Энгельгардт, племянница Г.А.Потемкина-Таврического — «Златовласая Пленира», по выражению стихотворца принимали в Зубриловском дворце многих знаменитых современников. Бывал здесь не раз в ту пору Тамбовского наместничества Г.Р. Державин. В Зубриловке он написал знаменитую «Осень во время осады Очакова», обращенную к князю Сергею Федоровичу, в то время принимавшему участие в боевых действиях.

В должности секретаря С.Ф.Голицына и наставника его детей в Зубриловке некоторое время жил будущий баснописец И.А.Крылов. В доме долгое время сохранялась в прежнем виде его комната. В усадьбе на Хопре, по преданию, Крылов задумал басню «Свинья под дубом»…

В то время Зубриловку по разным поводам посетили П.А. Вяземский, И.И. Лажечников, Я.П. Полонский.

Позднее, на рубеже XIX и XX веков в родовом гнезде Голицыных-Прозоровских побывал, по меньшей мере дважды, В.Э. Борисов-Мусатов. Под впечатлением увиденного здесь художник написал полотна «Гобелен», «Водоем», «Призраки», “Прогулка при закате», знаменовавшие расцвет его таланта. Романтический облик старой усадьбы, тенистого парка вошел в творчество Борисова-Мусатова и конкретными архитектурными скульптурными мотивами, самим духом старины, печальной и светлой поэзией навсегда минувшего.

Благодаря одному из сыновей первого владельца — князю Ф.С. Голицыну (1781-1840) в Зубриловке была собрана значительная художественная коллекция. Белый ампирный зал был отдан портретной галерее. «Окруженный художниками привычными фимиамами лести, горделиво чинно стояли здесь рядом сподвижники Петра и блестящие вельможи Екатерины, служилые люди Павла и Александра, придворные и военные, кавалерственные дамы и фрейлины, все в живописных и разнообразных костюмах и парадных уборах», — писал В.А.Верещагин в журнале «Старые годы» в 1908 году. Среди портретов, которых насчитывалось не менее полутора сотен, были работы Лампи, Молинари, Виже-Лебрен, Левицкого и других художников, имена которых остались неизвестными. Круглый зал, убранный цветами и редкими растениями, украшали мраморные скульптуры, вазы, барельефы. Обширна была коллекция декоративно-прикладного искусства, особенно фарфора, эмалей. В библиотеке хранились ценнейшие книги и документы.

В 1905 году при пожаре и разгроме почти все художественные сокровища Зубриловки погибли. Сохранились лишь портреты, находившиеся тогда на Таврической выставке в Петербурге, да собрание миниатюр, вывезенное хозяином в столицу незадолго до стихийного и бессмысленного крестьянского бунта. «Если бы те, кто погубил зубриловский дворец, могли бы оторвать свой взор от земли и посмотреть разумными глазами на этот дворец, они, может быть, увидели, что сжигают не дом русского помещика, а сжигают и губят музей — ценный памятник русской старины», — с сожалением писал директор Боголюбовского рисовального училища П.Н. Боев.

Сожженный дворец позднее отремонтировали, но утраченного внутреннего убранства было уже не вернуть.

После 1917 года в Зубриловке поочередно размещались Первая петроградская коммуна, дом отдыха партийного актива, госпиталь, санаторий.

Теперь усадебный дворец в запустении.

Спасо-Преображенская церковь сравнительно недавно приведена в порядок, в ней вновь проводятся богослужения.

Радищевский музей (г. Саратов*) обладает тем немногим, что удалось вывезти из усадьбы «Зубриловка» в 1925-1927 годах — двумя мраморными скульптурами с лестницы южного фасада и несколькими предметами церковной утвари.

____________________
*Прим. inpenza.ru

Страница 2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *