Пензенская область

История
Агрокомплекс
Аптеки
Археология
Архитектура
Афиша

Банки
Библиотеки
Больницы

Ветеринария

Госорганы
Гостиницы

Искусство
Ислам
Иудаизм

Карты
Католицизм
Кладбища
Культура

Люди

Медицина
Мосты
Музеи
Музыка

Население
Наука
Недвижимость
Новости

Образование

Памятники
Парикмахерские
Парки
Почта
Православие
Пресса
Природа
Промышленность

Радио

Санатории
Спорт
Строительство

Театры
Телевидение
Телефония
Торговля
Транспорт
Туризм

Фото

Хозяйство

Экспо
Энергетика



Пензенская Епархия

Пензенская Епархия

Духовная консистория

Епархиальное Управление

Православное духовенство

История здания

Иннокентиевское просветительское братство во имя Пресвятой Богородицы

Историко-археологический и статистический комитет

Епархиальный свечной завод

Единоверческие общины

Церкви

История православных храмов

Православные храмы г. Пензы

Монастыри

Монастыри

Пензенский Троицкий монастырь

Преображенский мужской монастырь

Наровчатский Троицкий Сканов монастырь

Керенский Тихвинский Богородицкий монастырь

Алексиево-Сергиевская пустынь

Вьясская Владимирско-богородицкая мужская пустынь

Иванырсовский Чудов монастырь

Пензенский Предтеченский Богородице-Одигитриевский мужской монастырь

Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь

Учебные заведения

Духовная семинария

Епархиальное женское училище

Духовное училище

Миссионерские курсы

Миссионерство

Религиозное просвещение

Церковно-приходские школы

Благотворительность

Благотворительность

Благотворительные организации

Церковно-благотворительные учреждения

Церковно-приходские попечительства

В память о родителях

Церковно-приходские общества трезвости

Православные святыни

Первый Пензенский святой – Святитель Иннокентий, Епископ Пензенский Чудотворец

Житие и чудеса Святого праведного Иоанна, исповедника, Оленевского чудотворца

Жизнеописание старца Александра (Резикова)

Пензенский список Казанской иконы Божией Матери

Икона Спасителя

Икона Божией Матери живоносного источника

Икона Владимирской Божией Матери

Святые источники

Посещение Пензенской епархии Алексием II

Пензенский отдел Императорского православного Палестинского общества

Старообрядчество

ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО Пензенской области

ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО - корпорация профессиональных служителей религиозного культа, удовлетворяющая религ. потребности верующих через совершение обрядов и действий и проповедующая христианское вероучение. Д. п. подразделяется на черное (монашествующее, принимающее на себя ряд особых обязательств, включая уход из общества, безбрачие и др.) и белое (живущее в миру, совершающее богослужение и возглавляющее общины-приходы, имеющие семью).

В Пенз. крае Д. п. появляется по мере включения этой территории в состав Рус. гос-ва и стр-ва здесь насел. пунктов и правосл. храмов. Числ. его не была постоянной и по разным причинам менялась. В 1780 белого духовенства в Пенз. крае было ок. 2200 чел. В 1894 – 1913 чел. (в т. ч.: протоиереев 23, священников 771, дьяконов 402, псаломщиков 717). К 1905 числ. белого духовенства достигает 2022 чел. (в т. ч. протоиереев 50, священников 792, дьяконов 392, псаломщиков 788). К нач. 1-й мировой войны числ. белого духовенства вновь возрастает и составляет в 1914 2068 чел. (в т. ч. протоиереев 49, священников 836, дьяконов 367, псаломщиков 816).

В 19 в. в епархии сложилась система подготовки кадров духовенства, состоявшая из 3 духовных училищ (дававших нач. богословское образование) и духовной семинарии (ср. сословного учеб. заведения). По данным нач. 20 в., все протоиереи имели полное богословское образование; из 792 священников спец. образование имели 659. Уровень богословской подготовки низших чинов клира был значительно ниже: из 392 дьяконов богословское образование имел лишь 1, а из 788 псаломщиков – 34.

Д. п. было в Росс. империи одним из привилегиров. сословий. К его представителям не применялись телесные наказания. Духовенство освобождалось от воинской повинности, от всех личных налогов. Вдовы священников пользовались правом личного дворянства, а их дети – потомств. почетного гражданства. Духовные лица правосл. приходов получали из земельных владений прихожан надел не менее 33 дес. Например, причт Казанск.-Богород. церкви с. Тархово Н.-Ломов. у. владел 57 дес. пахотной земли и 4 дес. дровяного леса. Каждому члену причта предоставлялся дом с землей под усадьбу. Земля духовенством чаще сдавалась в аренду, реже обрабатывалась силами прихожан. Одну часть заработной платы Д. п. получало из гос. казны, другую – за счет совершения обрядов для прихожан. Вышедшие «за штат» представители Д. п. получали гос. пенсию.

Законы Росс. империи возлагали на Д. п. исполнение нек-рых функций органов власти. Приходское духовенство регистрировало акты гражд. состояния, оглашало в храмах наиб. важные правовые акты, распоряжения высших светских властей. Это приводило к тому, что на представителей Д. п. смотрели как на официальных гос. чиновников. Отсюда негативное отношение к ним со стороны части населения. По своим полит. пристрастиям Д. п. не было однородным. Значит. часть пенз. духовенства поддерживала самодержавие, и лишь небольшое число духовных лиц симпатизировало социальным низам. Священник Ф. Померанцев за поддержку крестьян во время Кандиевского восстания (1861) был пожизненно заточен в Соловецкий монастырь. Неоднозначно отнеслось духовенство Пенз. епархии к полит. событиям 1917. На собрании гор. духовенства 12 марта 1917 приветствовалось «нарождение новой свободной России». Другая часть духовенства сохранила монархич. убеждения. После Окт. рев-ции статус Д. п. изменился: были упразднены все сословные привилегии, отменено гос. жалованье (содержание за счет добровольных пожертвований прихожан), национализированы церк. и монастырские земли. Конституция 1918 лишила духовенство, как эксплуататорское сословие, избирательных прав и т. п. Это вызвало недовольство части пенз. духовенства, подтолкнув нек-рых его представителей к участию в открытых выступлениях против Сов. власти (Кучкинск. вол. и др.). В 20-х гг. 20 в. в среде Д. п. произошел раскол по вопросам отношения к власти и реформе в церкви. Часть духовенства встала на лояльные позиции по отношению к коммунистич. правит. и выступила с программой радикальных изменений в правосл. церкви (см. Обновленчество). В период голода в Поволжье (1921–22) осн. масса пенз. духовенства одобрительно отнеслась к изъятию церк. имущества на нужды голодающих. Конфликты на этой почве имели место лишь в Городищ., Мокш. и Саран. уездах. После 1927, в связи с воззванием патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия, Д. п. встает на лояльные позиции по отношению к Сов. власти, приняв идею полит. нейтралитета. Это не спасло его от полит. репрессий 30-х гг. 20 в.

Определенную роль Д. п. играло в организации системы нар. просвещения. До создания гос. системы образования представители Д. п. обучали детей частным порядком. В 90-х гг. 18 в. только в Саранске частные школы открыли 15 духовных лиц. В нач. 20 в., когда сложилась система церк.-приходских школ, 26 представителей духовенства (3 священника, 8 дьяконов, 15 псаломщиков) были в них учителями общеобразоват. предметов, а 357 духовных лиц – учителями Закона Божьего. Д. п. было также «законоучителями» во всех учеб. заведениях Мин-ва нар. просвещения, к-рых в Пенз. епархии было б. 500. После 1917 деятельность Д. п. в сфере образования была прекращена. Она возобновилась только в кон. 80-х гг. 20 в.

В 1998 в Пенз. епархии насчитывается 116 представителей Д. п., в т. ч. 23 протоиерея, 85 священников, 1 протодьякон, 7 дьяконов. Из них имеют духовное образование 52 чел. ( 47 – среднее, 5 – высшее). В связи с тем, что число приходов в епархии достигло 148, часть духовных лиц служит не в одном, а в двух приходах. Все духовенство работает учителями в воскресных школах при храмах. Содержание Д. п. осуществляется за счет добровольных пожертвований. По новому пенсионному законодательству духовным лицам, ушедшим за штат, выплачивается гос. пенсия.

Лит.: Сацердотов М. Древнейшие учебные заведения Пензенского края //ПЕВ. 1894. № 7; Устав духовных консисторий. СПб., 1903; ПЕВ. 1905. № 9; 1914. № 14; 1917. № 6; Пензенская епархия.

[А. Б. Никонов. ДУХОВЕНСТВО ПРАВОСЛАВНОЕ / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.]

Районные центры

Башмаково
Беково
Белинский
Бессоновка
Вадинск
Городище
Земетчино
Исса
Каменка
Колышлей
Кузнецк
Лопатино
Лунино
Малая Сердоба
Мокшан
Наровчат
Неверкино
Нижний Ломов
Никольск
Пачелма
Пенза
Заречный
Пензенский район
Русский Камешкир
Сердобск
Сосновоборск
Спасск
Тамала
Шемышейка


(c) inpenza.ru | Контакт Индекс цитирования Яндекс.Метрика