Описание города Ченбара

Топографическое описание Пензенского наместничества

Под ред. М.С. Полубоярова, 2011 г.

Российский государственный военно-исторический архив, ф. ВУА, д. 18912, лл. 1-65 об.


Описание города Ченбара (1784 г.*)

В 780-м году, при открытии Пензенского наместничества, из села, называемого Никольским, Ченбар тож, получил название города Ченбара. По известности ж от старожилых людей издревле был обиталищем мордвы, поселившейся тут после нашествия кубанских татар, которые назад тому лет с сорок, приняв христианскую веру греческого исповедания, построили церковь во имя Николая Чудотворца.

2. Оный город лежит в северном умеренном поясе, а под каким точно градусом широты и долготы, неизвестно.

3. Расстояние его от смежных городов, от губернского города Пензы по прямой линии на ромб (румб. – М.П.) от норда к весту 81 градус – 98 верст, по учрежденной почтовой дороге – 129. От Нижнего Ломова по прямой линии на ромб от норда к осту 19 градусов – 58 ? верст, по дороге – 64, от Верхнего Ломова по прямой линии на ромб от норда к осту 13 ? градуса – 50 верст, а по дороге – 52 версты.

Положение свое имеет при реке Малом Чембаре, по течению ее на правой и нагорной стороне и простираясь селением своим на крутом косогоре, по ровному месту, в длину от запада к востоку, в самом большом расстоянии около одной, а в ширину от севера к югу две версты. По окружности же его не более как пять верст, делает продолговатую многоугольную неправильную фигуру.

Сей город селением своим на части не разделяется, и дома для правительства находятся в средине оного, на открытой площади. Окружается ж от полночной, восточной и полуденной сторон лесными и гористыми местами, а с западной стороны ровною и открытою степью.

5. Герб имеет щит, разделенный на две части, в верхней поставленные в зеленом поле три снопа – пшеничный, ячменный и просяной, означает город Пензенской губернии, а в нижней половине назначен в голубом поле летящий журавль в знак изобилия сего рода птиц, пребывающих в окрестностях его, пожалован высочайшею ее императорского величества конфирмацией в 1782-м году.

II

Лучшего в нем строения имеется:

1. Вышеупомянутая деревянная приходская церковь во мя Николая Чудотворца, построенная в 757-м году, при которой священно- и церковнослужителей 7 душ, а у них женска 10 душ.

2. Присутственные места и при них два деревянных, построенных в земле выхода, первый – для хранения денежной казны, второй – для содержания вина, построен в 783-м году; соляные анбары, построенные в 784-м году.

Прочее ж обывательское строение, которого считается 152 двора, все без изъятия деревянное и по большей части ветхое, состоящее из черных крестьянских малых изб, крытых соломою и огороженных плетнями.

Фабрик же, заводов, мельниц, лавок, равно и опробованного плану не имеет.

III

Населен вообще священно- и церковнослужителями и ясашными крестьянами, содержащими христианскую веру греческого исповедания. Оных считается по ревизии мужеска полу 586, женска – 596, налицо мужеска 594, женска 526 душ.

Промысел их вообще состоит в хлебопашестве и скотоводстве. Плоды трудов своих отправляют в города Моршанск, Касимов и Саратов, а иные продают на торгах еженедельно по четвергам в сем городе бываемых. Суммы ж, по неравной их продаже, положить не можно.

В сем городе на день девятой пятницы бывает ежегодная ярмонка, продолжающаяся через два и три дня, на которую съезжаются купцы не только из близлежащих городов, но частью из дальних, как то: из Тулы, Саратова, Хоперской крепости и Ковра. Привозят же сукна и прочие шелковые, бумажные, шерстяные и юфтяные материи, виноградные вина, сахар, чай и прочее такое, разные железные острые орудия, как то: тульские ножи и косы, притом бывает пригон лошадям и прочему рогатому скоту. Сверх сего продаются сельские товары, которые на обыкновенных сельских базарах продаются. Стечение же народа бывает немалое да и самих торговых людей разбивается шалашей на восемьдесят и более.

Нужные для пропитания и одежды вещи, как выше писано, получают через хлебопашество, скотоводство и прочую домашнюю экономию. Для строения своих домов лес покупают из города Пензы и из лежащего в Танбовском наместничестве Мценского (Ценского. – М.П.) лесу, а для приуготовления себе пищи и содержания в зимние времена от суровой погоды в домах своих теплоты, за малоимением дровяного лесу, топят соломою. Прочие ж домашние вещи и орудия покупают на торгах, в сем городе бываемых. Садов никаких не имеют, а в огородах своих, кроме капусты и огурцов, никакого овоща не садят и не сеют.

————————
*Прим. Дата в скобках добавлена редактором сайта inpenza.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *