Пензенская область

История
Агрокомплекс
Аптеки
Археология
Архитектура
Афиша

Банки
Библиотеки
Больницы

Ветеринария

Госорганы
Гостиницы

Искусство
Ислам
Иудаизм

Карты
Католицизм
Кладбища
Культура

Люди

Медицина
Мосты
Музеи
Музыка

Население
Наука
Недвижимость
Новости

Образование

Памятники
Парикмахерские
Парки
Почта
Православие
Пресса
Природа
Промышленность

Радио

Санатории
Спорт
Строительство

Театры
Телевидение
Телефония
Торговля
Транспорт
Туризм

Фото

Хозяйство

Экспо
Энергетика


Музыка

Салон Цеге в г. Пензе

Салон Цеге - кружок пенз. любителей музыки, театра, изобразит. иск-ва, лит-ры и кино, группировавшихся (1905–16) вокруг Л. Н. Цеге. Лидия Николаевна (урожд. Иванова, 1884–1962), пианистка и композитор. Ее муж, Константин Карлович (1879 – ок. 1926), по окончании 2-й Пенз. муж. гимназии служил представителем Пенз. агентства С.-Петерб. об-ва страхования, был совладельцем фирмы «Посредник» по торговле с.-х. машинами и инвентарем, двух электротеатров «Аванс» и «Прогресс». Увлекался театром, техникой, фотографией и кино. Зарождение салона происходит летом 1905, когда к муз.-артистич. интересам семьи Цеге добавилось увлечение живописью (после сближения с семьей А. В. Лентулова). В него приходят ученики ПХУ, муз. классов Пенз. отд. ИРМО, проф. артисты, музыканты, литераторы и местные любители иск-в. В салоне выдвигались новаторские для своего времени инициативы и формировалось обществ. мнение. Акциям С. Ц. был свойствен поиск синтеза иск-в, совмещение в одном действии музыки, пения, речитатива, поэтич. декламации, жеста, живописи, световых и декоративных эффектов, применение совр. техн. средств и интерес к фольклору. Примером могут служить: «Вечера Нового Искусства», худож. оформление А. В. Лентуловым интерьера электротеатра «Аванс» и там же первые в П. сеансы звукового кино (опыты К. К. Цеге), концертная и постановочная деятельность Пенз. муз.-драм. кружка. Этот синтетизм оказал сильное воздействие на формирование творчества таких художников, как А. В. Лентулов, В. Е. Татлин и В. Д. Бурлюк, обучавшихся тогда в ПХУ и друживших с семьей Цеге. 3.3.1914 в С. Ц. прошел вечер поэзии первых рус. футуристов Д. Д. Бурлюка, В. В. Маяковского и В. В. Каменского, к-рые посетили П. в ходе поэтич. турне по России. С нач. войны 1914 внешняя деятельность салона сокращается, а после высылки К. К. Цеге как герм. подданного из П. в Астрахань в июне 1915 прекращается совсем. К последним страницам уже внутр. жизни кружка можно отнести приезд летом 1916 В. В. Каменского в гости к Л. Н. Цеге на дачу в дер. Кичкилейку под П., где им написано неск. стихотворений с посвящением Лид. Ник. В сер. 1917 она с детьми выезжает в Саратов к мужу. Известно о существовании двух живописных портретов Л. Н. Цеге работы А. В. Лентулова (1905) и В. Д. Бурлюка (1915), оба до 1917 находились в П. и, видимо, не сохранились. Вечера С. Ц. собирались: с 1905 – на ул. Никольской, 4 (ныне К. Маркса), дом не сохранился, принадлежал Пенз. ремесл. управе, с 1912 – в т. наз. футуристич. доме на углу ул. Поповки и Поповой Горы, владельцем к-рого был Н. Н. Мещеряков (ныне ул. Боевая Гора, 12).

Лит.: Храбровицкий; Савин (9); Димаков Д. «Футуристический дом» в Пензе //ПП.1989. 6 апр.; Димаков Д. Все обошлось без скандальчиков //Временник. 1991. Вып. 2.

[Д. Н. Димаков. Салон Цеге / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.]

Районные центры

Башмаково
Беково
Белинский
Бессоновка
Вадинск
Городище
Земетчино
Исса
Каменка
Колышлей
Кузнецк
Лопатино
Лунино
Малая Сердоба
Мокшан
Наровчат
Неверкино
Нижний Ломов
Никольск
Пачелма
Пенза
Заречный
Пензенский район
Русский Камешкир
Сердобск
Сосновоборск
Спасск
Тамала
Шемышейка


(c) inpenza.ru | Контакт Индекс цитирования Яндекс.Метрика