Мордовский фольклор

Мордовский фольклор известен с древних времен, но лишь по отдельным вкраплениям в летописях и др. ист. документах. Целенаправленные записи начались в 19 в. Одно из первых описаний морд. семейно-бытовых обрядов в Пенз. крае содержится в «Материалах для географии и статистики России», 1867. Морд. просветители М. Е. Евсевьев, А. Ф. Юртов, Н. П. Барсов, С. П. Аникин и др. опубликовали ряд сборников фолькл. произв. (песни на эрзян. и мокш. наречиях, образцы морд. нар. словесности и др., 1860–90-е гг.), но в целом публикации немногочисленны. В 1920-е гг. отдельные произв. печатают газеты на морд. языке «Од-веле» («Новая деревня»), «Якстере Теште» («Красная Звезда»). В довоен. годы фольклорно-этнографич. экспедиции в р-ны обитания мордвы-мокши предпринял Пенз. краеведч. музей, фольклор записывали М. Е. Афиногенова, Н. Н. Миронов, А. П. Анисимова («Песни и сказки Пензенской области», опубл. в 1953) и др. Но планомерное собирание и изучение морд. устного нар. творчества началось с открытием Морд. НИИ языка, лит-ры, истории и экономики в Саранске. Ин-т организовал неск. целевых науч. экспедиций в Пенз. обл. В 1948 обследованы морд. поселения Поим. (ныне Белинск.) р-на (А. И. Карасев), в 1957 – Сосновобор., Шемыш., и Поим. (ныне Белинск.) р-нов (В. Л. Пешонова), в 1969 – Городищ. р-на (А. Д. Шуляев), в 1970 – Шемыш. р-на (А. М. Шаронов), в 1971 – Белинск., а в 1972 – Сосновобор. р-на (М. Г. Имяреков, А. М. Шаронов). В 1981 сотрудники секции языкознания НИИ во главе с О. Е. Поляковым выезжали для сбора лингвистич. материала во многие р-ны и т. д. В 1996 на территории Никольск. и Сосновобор. р-нов работала Международная фольклорная экспедиция под руководством докт. фил. наук, проф. В. М. Гацака. В ней приняли участие ученые из России, Японии и Камбоджи.

Жанровый состав Ф. м. мало чем отличается от традиционных рус. фольклорных жанров. В Пенз. крае были записаны календарно-обрядовые песни, круговые песни, сказки, предания, легенды, песни лирические и эпические, пословицы и поговорки, дет. фольклор и т. д. Вместе с тем Ф. м. больше, чем рус., сохранил элементы язычества, хотя он так же, как и рус., не избежал влияния христианства. Не без влияния рус. нар. творчества возникли нек-рые ист. песни, в частности о Пугачеве. Особый интерес представляют ист. песни 19 в. («Пензенские старики разобрались», «Шаткинское поле»), рисующие картины соц. неравенства. В числе исторических Л. С. Кавтаськин выделяет песни о морд. родоначальнике Тюште, имеющие героич. содержание. В числе исторических нек-рые ученые выделяют также песни о временах Ивана Грозного и о Разине. Осенние песнопения мордвы распадаются на два вида: аграрно-общественные («Марь спас» – «яблочный спас», «медень спас» – «медовый спас» и др.) и семейно-бытовые (в честь богини двора и рода Юртавы, «калдаз озкс» – моление хлева и др.).

Морд. сказительское иск-во представлено именами, известными всей России, – это Е. П. Кривошеева и Ф. И. Беззубова. В числе исполнителей морд. фолькл. произв. Пенз. обл. наиб. известны: А. С. Аляпкина, А. И. Пищулина из с. Карсаевка Поим. (ныне Белинск.) р-на, Е. Д. Зубарева из с. Вязовка Сосновобор. р-на, О. А. Зотова из с. Пазелки Бессонов. р-на, З. А. Одерова из пос. Маяк Лопат. р-на, А. Ф. Оладьева из с. Старый Мамадыш Камешк. р-на и др.

Ф. м. оказал большое влияние на развитие нац. лит-ры, в частности способствовал формированию жанра нац. лит. сказки (Ф. С. Атянин, Н. Л. Иркаев, Я. М. Пинясов), внес новые мотивы в поэзию (З. Ф. Дорофееев, И. П. Кривошеев, М. И. Безбородов) и т. д. Писатель В. К. Радаев создал, используя фольклор, неск. поэм – «Сияжар», «Алаяр», «Тюштя», «Пенза и Сура».

Лит.: Старинное предание о Тюште, царе и родоначальнике мордвы //ПГВ. 1862. № 20; Мачинская П. Песни мордвы-эрзи Пензенской губернии //Этнографическое обозрение 1898. № 1; Барсов Н. П. Бытовые и исторические песни у мордвы-«мокши» //Сборник Пенз. губ. стат. комитета. Вып. 6; Евсевьев М. Е. Избранные труды: В 5-ти т. Т. 1–2. Саранск, 1961–1963; Жаткин Д. Этнографический этюд Б. Н. Гвоздева «Из быта мордвы-эрзи» и мордовский фольклор Пензенского края //Лингвистическое, историческое и литературное краеведение. П., 1997; его же. Эрзянские и лирические песни села Тешнярь Сосновоборского района //Краеведение. 1998. № 1/2.

[Д. Н. Жаткин. Мордовский фольклор / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *