Мордовская мифология

Мордовская мифология восходит к эпохе общности финно-угров (2–3 тыс. до н. э.). Несмотря на схожесть миф. сюжетов у мокши и эрзи, общеморд. миф. единства не существует, что объясняется особенностями языка, материальной и духовной культуры у каждого из народов. Сведения о морд. мифологии содержатся в устном нар. творчестве.

Космогонические мифы мордвы различно трактуют идею творения мира. Оно связывалось с возникновением Земли. В создании мира участвуют Верховный бог (мокш. – Шкай, эрз. – Нишке) и злой дух (мокш. – Шайтан, эрз. – Идемевсь). Верховный бог либо сам достает кусок земли или песок со дна океана, обратившись в утку-нырка, либо приказывает черту достать землю, из к-рой и творится мир. Менее распространен сюжет о сотворении мира Великой птицей (мокш. – Ине Нармонь, эрз. – Ине Нармунь), несущей мировое яйцо, из к-рого возникает Земля (из скорлупы появляется небесная и подземная твердь). Небо, Солнце, Луна в морд. мифологии возникают после сотворения Земли.

Мифологическая картина мира у мордвы предполагает наличие трех основных зон: неба, земли, подземного мира. Земля плоская, в виде ковша или чаши, или круглая, омываемая мировым океаном, либо четырехугольная. Она держится либо на белой рыбе (белуге), либо на трех рыбах (севрюге, осетре, белуге), охраняемых богиней Равы (Волги), либо на трех китах, к-рые, двигаясь в разных направлениях, создают равновесие мира. Верховный бог у мокши творит человека из древесного пня, у эрзи из глины. В морд. мифологии преобладают жен. божества. Верховный бог осознается как существо неопредел. пола. Божества мордвы могли выступать в антропоморфном (человеч.), зооморфном (животном), растительном и гибридном обликах. Почитание божеств предполагало у мордвы жертвоприношение и произнесение молитв во время религ.-магич. церемоний. Если на добрых божеств мордва воздействовала жертвоприношениями и молениями, то на злых – заклинаниями.

Мифологическая символика мордвы разнообразна. В эпич. песнях о состязании коня и сокола: сокол – символ охоты, конь – земледелия. В споре о том, кому быть кормильцем народа, всегда побеждает конь. Огонь имеет двойную символику: это и грозный разрушитель, смерть, и свет, тепло. Символичны также: вода – очищение; береза – плодородие, жен. начало; кукушка – вещая птица; яблоня – женственность, красота, гармония; свеча – продолжение рода, плодородие и др.

Пантеон мордовских языческих божеств. Небесные божества: Верховный бог (мокш. – Шкай, эрз. – Нишке), мать богов Анге Патяй (мокш., эрз.), Микула (мокш.; у эрз. – Микула-паз) – язычески преобразов. христ. святой Николай Чудотворец, наиб. почитаемый мордвой; божество солнца Чи-ава, божество луны Ков-ава, грома Пургине паз и др. земные и подземные божества: богиня земли Мастор-ава, бог земли Масторонь кирди, покровительница села Вель-ава (мокш., эрз.), богиня поля (мокш. – Пакс-ава, эрз. – Пакся Сярко), богиня леса Вирь-ава (мокш., эрз.); покровительница дома, семьи (мокш., эрз. – Куд-ава), божество хлева и скотного двора (мокш., эрз. – Кардаз-ава) и др.

Ист.-миф. образ Тюштяна (звезда) соединяет космогонич. миф с эпич. фольклорными произведениями. Тюштян – сын Пурьгине-паза и земной девушки Литовы наделен сверхъестеств. свойствами: меняет течение рек, вызывает гром и молнию и т. д. Выступает как творец раннего феодального общества.

Остатки мифологии сохранились в нек-рых обрядах, обычаях, устно-поэтич. произведениях мордвы.

Лит.: Мельников (Печерский) П. И. Очерки мордвы. Саранск, 1981; Мордва: Историко-этнограф. очерки. Саранск, 1981; Мордва: Историко-культурные очерки. Саранск, 1995; Девяткина Т. П. Мифология мордвы. Саранск, 1998; Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. 2-е изд. Саранск, 1998.

[А. Б. Никонов, В. И. Первушкин. Мордовская мифология / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *