Модерн

Стилевое направление в иск-ве кон. 19 – нач. 20 вв. В пенз. сооружениях наиб. ярким образцом этого стиля в его романтич. разновидности, т. наз. северного, или финского, М., является здание Крестьянского поземельного и Дворянского земельного банков, построенное в П. в 1912 по проекту арх. А. И. фон Гогена. Романтич. мотивы (увенчанный шпилем купол) заметны в сооруженном в 1911 доходном доме Кузьминых (ул. Горького, 37). Симметрию его гл. фасада нарушает пристроенная на всю высоту здания часть, к-рую завершает криволинейный модерновый аттик, выглядевшего здесь совершенно случайным. Фасад доходного дома Р. И. Слонимской (ул. Московская, 54), построенного в 1914, отличает удивительная цельность при всей разнородности использованных в нем элементов, тяготеющих к стилизованным формам мавританской и готич. архитектуры. (Снесено при реконструкции ул. Московской.) К рационалистич. направлению М. можно отнести два доходных дома того же времени – Д. В. Вярьвильского (см. Вярвильские) (ул. Московская, 17) и А. В. Кармазовой (ул. Кирова, 43), являющихся двумя разными отражениями одного и того же архит. образа. В них использована облицовка всей плоскости стен гл. фасада белыми глазурованными и цветными плитками – прием, распространенный в позднем М., хотя применение изразцов для усиления выразительности зданий началось неск. раньше – в доме Н. П. Сахаровой, построен в 1906 на ул. Пешей (ныне ул. Богданова, 19, где расположена ДМШ № 1). Здесь новый стиль заявил о себе разной формой окон, криволинейными очертаниями наличников, контрастным сочетанием штукатурных поверхностей и облицовочного материала. Противопоставление штукатурных элементов декора голубой изразцовой облицовке стены было использовано в доме Л. В. Зверева (ул. Богданова, 44), уникальность к-рому придавали выпуклые (дутые) стекла в окнах, а также в здании об-ва взаимного кредита (ул. Московская, 62), где в результате слияния М. с неоклассицизмом фасад получил строгость и уравновешенность. В доме Шакина (ул. Ленина, 270) в Кузнецке выявлена роль штукатурки в создании архит. образа: пластичность форм и мягкость линий, контрастирующих с жесткой графичностью оконных переплетов. В Сердобске три крупных обществ. здания: жен. гимназия (1910), реальное (1911) и ремесл. (1907) уч-ща были выполнены в стиле М., вступившем в свою последнюю стадию развития, в к-рой гл. формообразующими идеями стали строгость и целесообразность. Объединив в себе отд. элементы М. и неоклассицизма с рациональной объемно-пространств. композицией и внутр. планировкой, эти здания явились предвестниками совр. архитектуры. Больше всего М. ощущается в здании бывшей жен. гимназии (ср. школа № 2) – во многом благодаря металлич. ограждению с рисунком, включающим в себя стилизов. растительные мотивы. При всем различии этих зданий общим является контрастное сочетание светлого и темного кирпича. Цветовое решение фасадов можно также видеть в зданиях ср. школы № 1 (ул. Пензенская, 31 и ул. Пензенская, 1/30) в Мокшане, ж.-д. вокзалов в Бессоновке и Тамале. Новый материал – железобетон принес новые возможности в стр-во, позволив возводить, с одной стороны, огромные сооружения, а с другой – небольшие монолитные постройки сложной конфигурации. Примерами того и другого являются сооружения, входившие в состав зернохранилищ Росс. гос. банка, возведенные в 1914–15 в пгт Бекове и Тамале, – семиэтажная башня элеватора, получившая в последнем из них чисто модерновое завершение, и бетонный погреб-бункер. В кам. зодчестве пенз. М. проявил себя, за единств. исключением, достаточно сдержанно, без обычной для этого стиля вычурной композиции, текучести линий, манерности и изощренности декоративных форм. В дерев. архитектуре он также ограничился включением отд. модерновых элементов в традиц. облик гор. жилищ. Те же криволинейные формы, к-рые мы обычно соотносим с понятием М., проявились в П. лишь в павильонах ПКиО им. В. Г. Белинского, Лермонтовского сквера (оба утрачены) и в двери жилого дома по ул. Чкалова, 14. Особняком среди дерев. домов, испытавших на себе влияние М., стоял дом № 3 по ул. Ключевского, асимметричная компановка упрощенных прямоугольных объемов к-рого предвосхитила дальнейшее развитие архитектуры в сторону конструктивизма.

Лит.: ПГВ. 1911. 26 июля; Дорошенко А. Н. Элеваторное дело в России. Пг., 1916; Алексеев И. Славный юбилей //Ленинский путь (Сердобск). 1987. 29 авг.; Алексеев И. Главная улица города //Ленинский путь. 1990. 23 июня; Шишлов С. Л. О датировке здания детской музыкальной школы № 1 //Временник. 1992. Вып. 8; Чернявская Е. Н. Постройки периода модерн в Пензенской области и их использование //Земство. 1995. № 5.

[А. И. Дворжанский. МОДЕРН / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 343-344.]


Дом Д.В. Вярьвильского на ул. Московской в Пензе в стиле модерн. 1913 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *