Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность

Машиностроительная пром-сть – комплекс отраслей тяжелой пром-сти, изготавли- вающей орудия труда. Металлообрабатывающая пром-сть – составная часть б. широкой производ. группы, в к-рую кроме машиностроения входят произ-во металлич. изделий, металлоконструкций, ремонт машин и оборудования. Появление первых з-дов, занимающихся произ-вом металла, в Пенз. крае относится к 1722, 1726 и 1754, когда в Краснослобод. у. были основаны Рябкинский, Сивинский и Авгорский з-ды. К этому же времени относится начало фаб.-заводской деятельности в Инсарском у. На этих пр-тиях выплавлялось до 25 тыс. пудов чугуна и выковывалось до 7 тыс. пудов железа. К нач. 20 в. на терр. губернии действовало 7 машиностроит. пр-тий: механич. з-д по ремонту различных машин на Саранской улице в П., чугунолитейный на Ново-Троицкой ул. по изготовлению и ремонту с.-х. машин и лесопильных рам. В 1887 в Кузнецке основан з-д, ныне «Кузтекстильмаш».

В 1915 началось стр-во трубочного з-да (ныне АО «ЗИФ»), осн. свое развитие получившего в ходе индустриализации страны. В 1928 с конвейера сошел первый велосипед. В 1931 начался выпуск автосвечей и первых металлообрабат. станков, затем станков-полуавтоматов и автоматов. В годы Вел. Отеч. войны ЗИФ выпускал воен. продукцию. В 1980-е гг. освоен выпуск станков-автоматов с ЧПУ. В 1935 начата организация в П. часового произ-ва. В годы войны з-д выпускал минные взрыватели, приборы управления для зениток, прицепы для минометов, после войны – механич. и кварцевые часы сотен модификаций. Попутно развивалось и собств. станкостроение – выпуск графопостроителей. В 1941 осн. з-ды АО »Пензмаш», «Пензтекстильмаш», арматурный з-д в П., «Белинсксельмаш» в Каменке, компрессорн. з-д в с. Бессоновка. В 1943 осн. з-д, ныне АОЗТ «Автозапчасть» АМО «ЗИЛ», к-рый занимался ремонтом с.-х. техники, а в дальнейшем выпуском запчастей для автомашин ГАЗ, ВАЗ, ЗИЛ. В 1957 выпущен первый двигатель на з-де «Пенздизельмаш». В 1950 вступил в строй Пенз. компрессорный з-д, в 1951 – з-д «Тяжпромарматура». В 1953 в Сердобске начал работать маш.-строит. з-д ПО «ЗИЛ». В 1983 вошел в строй подшипниковый завод №24, изготовивший к 1987 б. 5 млн штук подшипников. К концу 1980-х гг. з-ды П. производили пятую часть всех выпускаемых в стране велосипедов, 13% часов, почти 40% пряд. машин. Действовали з-ды в Н. Ломове (электромеханический, радиоприборов и ремонтный), Кузнецке («Полимермаш» и радиоприборов), Сердобске (ремонтный), г. Белинском (ремонтный), Сурске (литейно-механич.), Земетчине (механич.), в с. Грабове (спецавтомобилей), ремонтные пр-тия в пгт Мокшан и Колышлей. Подготовка инж. кадров для машиностроения и металлообработки была начата в 1947 ПИИ (ныне ПГУ), а с 1960 – и з-дом-втузом (ныне ПТИ). Продукция машиностроения в конце 1990-х гг. составляла 29% от общего объема пром. производства в области.

Лит.: Гвоздев Б. Н. Некоторые сведения о промышленности Пензенского края в 18 веке. П., 1925; Растет и вечно молодеет. Саратов, 1988; История фабрик и заводов Пензенского края.

[И. И. Артёмов. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ И МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *