Как появился иконостас и как он выглядит в наши дни

0
551
SONY DSC

По официальной версии первым, кто повелел поставить перегородку между алтарем и местом, где молятся прихожане, был Василий Великий. Однако, судя по раскопкам, появилась алтарная завеса куда раньше, ее прообраз можно найти в Иерусалимском храме и ветхозаветных скиниях.

Иерусалимский храм

Перегородка из кедрового дерева разделяла в иерусалимском храме Святая (внешнее помещение) и Святая Святых — место, где хранились скрижали завета. Дверь украшалась христианской символикой (ветвь оливы и пальмы, херувимы) и богато eкрашалась золотом.

Катакомбные церкви и раннехристианские базилики

В годы гонения христианства храмы чаще всего устраивались в катакомбах близи города или под ним. За предательство последователей Христа назначалась хорошая плата, поэтому такие церкви существовали недолго. Но, несмотря на это, основные элементы (и в том числе перегородка) сохранялись.

Но наконец христианство было признано, храмы стали активно строить и уже в базиликах раннего периода можно увидеть четыре мраморные колонны, ограничивающие вход в алтарь. Ограничение называлось космитис, но не столько загораживало, сколько выделяло алтарь. И со временем между колоннами стали ставить иконы.

Юстиниан чуть усложнил ограждение, повелев увеличить количество колонн до 12 — числа апостолов. Другой император — Василий Македонянин — повелел располагать на перемычках икон изображение Христа.

Византия

В Византии инициатором перегородки был Василий Великий. Сначала это был предок деисусного (молельного) чина: изображение Христа, Богородицы, святого, в честь которого назван храм.

Но уже в поздневизантийский период в храмах были трехрядные перегородки.

Россия

Проектирование иконостасов в нашей стране первоначально соответствовало византийским традициям: два ряда икон, не закрывавших алтарь.

Но так было только в домонгольский период, уже в 1405 году артель под руководством Феофана Грека создала для Благовещенского собора Кремля первый высокий трехрядный иконостас, закрывавший алтарь. Ряды иконостаса:

  • Местный — включал в себя царские врата, двери для прохода священников и иконы местночтимых святых;
  • Деисусный — молельный, самый старый ряд;
  • Праздничный — иконы великих православных праздников.

В 15 веке добавляется четвертый ярус — пророческий, а еще через сто лет — праотеческий.

И по сей день пятирядный иконостас самый распространенный, хотя есть шести- и семирядные.