19 век

19 век

Ведомость к топографической карте Кузнецкого уезда 1804 г.

Ведомость Петровского уезда 1794-1808 гг.

Ведомость Сердобского уезда 1794-1808 гг.

Табели городов Пензенской Губернии, которые Император посетил в 1824 году.

Карта Пензенской губернии

Карта Пензенской губернии крупнее

Город Саранск

Отечественная война 1812 г.

Бумагоделание в Пензенской губернии

Александр-I в Пензенском крае (1824)

Декабристы (1825)

Александр-II в Пензенском крае (1837)

«Колокол», первая русская революционная газета

Крымская кампания (Крымская война) 1855 г.

Крымское ханство

Военные реформы 1860–1870 гг.

Крестьянская реформа 1861 года

Соединенное собрание (1863–1917)

Кандиевское восстание

Ишутинцы, участники тайного революционного общества (1863–66), примыкавшего до 1864 к «Земле и воле»

Механические заводы Воронцова и Кракка в Пензе

Народничество

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

121-й Пензенский пехотный полк

Судебная реформа 1864 г.

Финансовые реформы в 1860 - 1880 гг.

Пензенский край в 19 в.

9 сентября 1801 г. Пензенская губерния была восстановлена в составе 10 уездов: Городищенского, Инсарского, Керенского, Краснослободского, Мокшанского, Наровчатского, Н.-Ломовского, Пензенского, Саранского и Чембарского.

Губерния граничила: на севере с Нижегородской, на востоке с Симбирской, на юге с Саратовской, на западе с Тамбовской губерниями.

За период 1801-1923 гг. в административном делении губернии значительных изменений не происходило, и территория оставалась в дореволюционных границах.

Пензенский край во время Отечественной войны 1812 г.

Пензенский край во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Дальнейшее развитие края характеризуется повышением уровня урбанизации.

В конце 19 в. по территории губернии проложена железная дорога, одна из важнейших магистралей России, обеспечивающих прямую связь центральных областей со вновь присоединенными среднеазиатскими землями.

Позже были проложены железные дороги: Рузаевка – Сызрань, Тамбов – Саратов и из Н.-Новгорода через Саранск и Пензу на Ртищево. Железная дорога расширила планировочную ось в расселении края в направлениях запад – восток и юг – север параллельно гужевым дорогам, дала жизнь новым поселениям и ускорила рост существующих (г. Кузнецк, г. Сердобск, пос. Евлашево, Чаадаевка, Пачелма, Башмаково, Лунино, Колышлей).

Литература:
Годин В.С. Пензенская губерния / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 448.
Волкова Т.Ф., Корякин Ю.М., Тюкленкова Е.П., Фёдорова Ю.С. Градостроительство в Пензенской области / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 130-131.

Районные центры

Башмаково
Беково
Белинский
Бессоновка
Вадинск
Городище
Земетчино
Исса
Каменка
Колышлей
Кузнецк
Лопатино
Лунино
Малая Сердоба
Мокшан
Наровчат
Неверкино
Нижний Ломов
Никольск
Пачелма
Пенза
Заречный
Пензенский район
Русский Камешкир
Сердобск
Сосновоборск
Спасск
Тамала
Шемышейка


(c) inpenza.ru | Контакт Индекс цитирования Яндекс.Метрика