Пензенская область

История
Агрокомплекс
Аптеки
Археология
Архитектура
Афиша

Банки
Библиотеки
Больницы

Ветеринария

Госорганы
Гостиницы

Искусство
Ислам
Иудаизм

Карты
Католицизм
Кладбища
Культура

Люди

Медицина
Мосты
Музеи
Музыка

Население
Наука
Недвижимость
Новости

Образование

Памятники
Парикмахерские
Парки
Почта
Православие
Пресса
Природа
Промышленность

Радио

Санатории
Спорт
Строительство

Театры
Телевидение
Телефония
Торговля
Транспорт
Туризм

Фото

Хозяйство

Экспо
Энергетика


Население


Лингво-этнографическая карта
Население Пензенской области
Переписи населения
Подворные перепеси
Всероссийская перепись населения 2002 г.

Этнография

Русские
Русские говоры
А. Н. Гвоздев «Типы великорусских говоров Пензенской губернии»
Русская национальная одежда
Русский двор
Русское жилище
Русская мифология
Русский орнамент
Русская пища
Русский фольклор

Мордва
Мордовская национальная одежда
Пиктографическое письмо и идеограммы
Мордовский двор
Мордовское жилище
Мордовская мифология
Мордовский орнамент
Мордовская пища
Мордовский фольклор

Буртасы в Пензенском крае

Татары-мишари в Пензенском крае
Татарская национальная одежда
Татарский двор
Татарское жилище
Татарская мифология
Мишарский диалект
Общество татарской культуры
Татарский орнамент
Татарская пища
Татарский фольклор

Чуваши в Пензенском крае
Чувашская национальная одежда
Чувашский двор
Чувашское жилище
Чувашская мифология
Общество чувашской культуры
Чувашский орнамент
Чувашская пища

Мещера в Пензенском крае

Евреи в Пензенском крае

Ассирийцы (айсоры) в Пензенском крае

Языки и диалекты
Диалекты в Пензенской области
Диалектологическая карта
Диалектологические экспедиции
Аканье
Иканье
Оканье
Цоканье
Яканье
Городское просторечие Пензы
Картотека В.Д. Бондалетова
Картотека К.Д. Вишневского

Антропонимия
Ономастические конференции
Фольклористика

Татары-мишари (мишэрлэр) в Пензенском крае

Татары-мишари (мишэрлэр) - одна из этнограф. групп татар Ср. Поволжья и Приуралья. Верующие татары – мусульмане суннитского толка и христиане (кряшены). На 1990 год татар в России проживало ок. 5,5 млн чел., из них 80 тыс. чел., в осн. мишари, в Пенз. обл., что составляло 5,4% всего нас. обл. Наибольшее число татар сосредоточено в Неверк. р-не (48,3% нас. р-на), а также в Городищ. (41,9%), Сосновобор. (30,2%), Кузн. (27,2%), Камен. (22,6%), Лопат. (19,8%), Пачелм. (14,5%), Шемыш. (10,8%). Небольшое кол-во проживает и в др. р-нах. Все они относятся к кузнецкой подгруппе волжско-правобережной группы Т.-м. В территориальном плане все Т.-м. делятся на неск. групп, но наиб. самобытными являются окская, или темниковская, и сергачская группы. В результате расселения темниковских Т.-м. возникли кузнецкая, лямбирская (Ср. Посурье) и хвалынская (саратовская) подгруппы. Язык татар относится к булгаро-кыпчакской подгруппе кыпчакской группы тюркских языков. До 1929 татары пользовались арабской письменностью. Разговорный яз. татар делится на 3 диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский), восточный (сибирско-татарский). Диалект Т.-м., в свою очередь, делится на две группы говоров: цокающий и чокающий. Говоры Т.-м. Пенз. обл. относятся к чокающей группе. В антропологич. плане Т.-м. Пенз. обл. относятся в осн. к европеоидному (понтийскому) типу (длинноголовость, темная или смешанная пигментация волос и глаз, высокое переносье, значительный рост бороды). Непосредств. предками Т.-м. были тюркоязычные племена, жившие в 9–14 вв. на терр. Пенз. края и входившие в состав Волжской Булгарии. После монгольского нашествия эти земли вошли в состав Золотой Орды, а население переселилось в более сев. р-ны Ср. Посурья и Примокшанья. В 14 в. на р. Мокше возникает золотоордынский улус Мухши, где на основе смешения раннетюркских и кыпчакских племен происходит формирование Т.-м.

После развала Золотой Орды терр. формирования Т.-м. оказалась, с одной стороны, в зоне влияния Моск. гос-ва, а с другой – в сфере интересов Казанского ханства. В рус. документах 14– 15 вв. они назывались «мещеряками», а позднее «татарами» с указанием места проживания (темниковские, кадомские, арзамасские и т. д.). В источниках 16–17 вв. встречаются термины «служилые татары», «посопные татары», «буртасы-посопные татары». Этнич. развитие мишарей шло в тесной связи с казанскими татарами и их культурой; термин «мишэр» они не считают самоназванием, относят себя к татарам. После присоединения Поволжья к Моск. гос-ву (16–18 вв.) для T.-м. характерна активная миграция по Ср. Поволжью и Приуралью, что привело к разбросанности их поселений. В связи со стр-вом засечных черт в 17 в. началось заселение Т.-м. Пенз. края. Служилые татары из Темникова, Алатыря и Арзамаса в 1630-х гг. пришли в Верх. Примокшанье и участвовали в основании Верх. и Ниж. Ломова, Керенска. Здесь обосновались тат. князья Кугушевы, Алышевы, Тенишевы, Кушаевы. В 1660–80-x гг. они вместе с темниковскими татарами участвовали в стр-ве Мокшана, Пензы, Городища, основали у П. дер. Синорово и Шелтайсу (Мазыренка). В свою очередь, пенз. служилые татары образовали ряд деревень и сторожевых пунктов на Узинском стане (дер. Пенделка, Исекеево, Усть-Уза). С давних пор у Т.-м., как и вообще у татар Поволжья, в хоз-ве было распространено пашенное земледелие с применением тяжелого колесного плуга-сабана. Сушка хлеба в снопах осуществлялась в овинах-шишах. Выращивали в осн. зерно, а также техн. и огород. культуры. Особо было развито скот-во, где преобладал мелкий и крупный рогатый скот. Среди ремесел наиб. развитыми были ювелир. и кожевен. Вплоть до конца 19 в. общинные и семейно-родственные отношения татар в осн. регулировались нар. обычаями (гадет) в сочетании с нормами мусульм. права (шариат). В тат. общинах действовал неписанный закон родственной помощи, а также соседского права (курше хакы), по к-рому сосед приравнивался к родственнику. Традиц. характер носили опека над осиротевшими детьми, слабыми хоз-вами, поддержание обществ. порядка и норм обществ. жизни. Многовековой соц. опыт выработал традиции совместн. труда, празднования, проведения досуга молодежью. Широкое распространение у татар имели «помочи» при выполнении срочных трудоемких работ (поднятие сруба дома, обмолот хлеба).

Особо организованы помочи девушек: для обработки заколотых гусей, льна и холста. За выполненную работу по обычаю, кроме угощения, вознаграждения не полагалось. С осени до весны сел. молодежь организовывала посиделки, где девушки пряли, вязали, пели песни, а парни веселили их разговорами, игрой на гармошке. Важное значение придавалось пpaздникaм, особенно весенним: у Т.-м. Посурья это девичий праздник зим-чэчэк (праздник цветов), йомырка бэйрэме (буквально: яичный праздник), а у казанских татар – сабантуй (праздник сева). Особое место в жизни Т.-м. занимали мусульм. праздники: рамазан бэйрэме,корбан бэйрэме и др. Несмотря на исчезновение нек-рых обычаев, напр. обычая избегания – кан тоту (соблюдение молодой женщиной по отношению к родственникам мужа многочисл. запретов), семейно-родств. отношения татар Посурья также сохраняют сегодня традиц. облик. Исчезли из традиц. свадьбы мн. старые обряды, но нек-рые сохранились: это сватовство, сговор, религ. оформление брака (никах туй) в доме невесты, проводы невесты из родительского дома, встреча ее в доме жениха, приобщение молодой к роду (семье) мужа. Продолжает существовать и обычай выплаты символич. выкупа (калыма) за невесту. Заметную часть быта составляли обряды, связан. с рождением и смертью человека. Похоронный обряд совершался в соответствии с нормами ислама, правда, с учетом местных условий. На могиле, как правило, сажали дерево или кустарник. Поминки проводились на 3-, 7-, 40-й день после смерти и через год. Большинство обрядов в неск. видоизмененном виде сохранилось до сих пор. В фольклоре Т.-м. представлены сказки, легенды, баиты, песни, загадки, пословицы и поговорки. Наиб. распространенными муз. инструментами Т.-м. были гармонь-тальянка и скрипка. Тат. нар. танцы, как и песни, преим. сольные. Имеются особые муж. и жен. танцы. В наст. время многие особенности Т.-м. снивелировались и стали общетатарскими.

Лит.: Мухамедова Р. Г. Татары-мишари. М., 1972; Халиков А. X. Татарский народ и его предки. Казань, 1989; Полубояров (1); Этнокультурное районирование татар Среднего Поволжья / АН СССР. Казанский научный центр. Казань, 1991.

Белорыбкин Г.Н., Мухамедова Р.Г., Татары-мишари / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 602-603.

Районные центры

Башмаково
Беково
Белинский
Бессоновка
Вадинск
Городище
Земетчино
Исса
Каменка
Колышлей
Кузнецк
Лопатино
Лунино
Малая Сердоба
Мокшан
Наровчат
Неверкино
Нижний Ломов
Никольск
Пачелма
Пенза
Заречный
Пензенский район
Русский Камешкир
Сердобск
Сосновоборск
Спасск
Тамала
Шемышейка


(c) inpenza.ru | Контакт Индекс цитирования Яндекс.Метрика