Мегафон
Главная

Пензенская область
Население


Лингво-этнографическая карта
Население Пензенской области
Переписи населения
Подворные перепеси
Всероссийская перепись населения 2002 г.

Этнография

Русские
Русские говоры
А. Н. Гвоздев «Типы великорусских говоров Пензенской губернии»
Русская национальная одежда
Русский двор
Русское жилище
Русская мифология
Русский орнамент
Русская пища
Русский фольклор

Мордва
Мордовская национальная одежда
Пиктографическое письмо и идеограммы
Мордовский двор
Мордовское жилище
Мордовская мифология
Мордовский орнамент
Мордовская пища
Мордовский фольклор

Буртасы в Пензенском крае

Татары-мишари в Пензенском крае
Татарская национальная одежда
Татарский двор
Татарское жилище
Татарская мифология
Мишарский диалект
Общество татарской культуры
Татарский орнамент
Татарская пища
Татарский фольклор

Чуваши в Пензенском крае
Чувашская национальная одежда
Чувашский двор
Чувашское жилище
Чувашская мифология
Общество чувашской культуры
Чувашский орнамент
Чувашская пища

Мещера в Пензенском крае

Евреи в Пензенском крае

Ассирийцы (айсоры) в Пензенском крае

Языки и диалекты
Диалекты в Пензенской области
Диалектологическая карта
Диалектологические экспедиции
Аканье
Иканье
Оканье
Цоканье
Яканье
Городское просторечие Пензы
Картотека В.Д. Бондалетова
Картотека К.Д. Вишневского

Антропонимия
Ономастические конференции
Фольклористика

Татарская мифология

В идеологии татар вплоть до нач. 19 в. заметны пережитки язычества. Наиб. древним, мифич. доисламским представлением о душе считается орэк, душа «нечистых» покойников (самоубийц). Душа колдуна после его смерти превращается в убыр. Эти души орэк и убыр, по нар. поверьям, причиняли людям вред: сбивали с пути запоздалых путников, насылали болезни, пили кровь скота и т. д. Таких покойников хоронили в дальнем углу кладбища, ибо культ предков у татар тесно связан с культом могил: довольно широко практикуется у них посещение древних кладбищ, могил святых (изгелэр, эулиялар). Татары верили в духов природы. Особым почитанием пользовался дух земли (ж,ир иясе), к-рый покровительствовал их полям. Чтобы умилостивить ж,ир иясе, ежегодно после весеннего сева совершалось обществ. моление келэу. С древним культом воды связано представление о мифич. существе су иясе (дух воды). За непочитание он мог засушить водоемы, потопить людей, наслать болезни и т. д. Обычай «показать новобрачной путь к источнику» в свадебном обряде татар также выполнялся с целью одаривания водяного духа, чтобы он не причинил невесте вреда.

В верованиях татар Посурья отражено также почитание домашних животных, особенно лошадей. Между только что рожденными жеребятами-двойнями якобы можно обнаружить птицу счастья койгорыш (птица, вылупившаяся из яйца, к-рое снес петух). Петух в представлении татар Посурья – вестник счастья. Отсюда, возможно, и исходит название свадебного обряда тан,кучат ????? (петушиная заря). Пение петуха обещает приятную новость или известие.

В представлении татар каждый двор имел своего духа-покровителя – хозяина двора (йорт иясе), к-рый изредка мог показываться человеку, особенно тому, кого он любил, в образе женщины в белом, реже в образе зайца или белой собачки.

К широко распространенным у татар Посурья фантастич. образам следует отнести аздяку – злое и враждебное человеку существо. По поверьям аздяка считается огненным змеем, к-рый может пробраться через трубу в дом одинокой женщины.

Такие фантастич. образы, как шурале, бичура, не представлены в четкой форме в мифологии татар Посурья.

Лит.: Мухамедова Р. Г. Татары-мишари: Историко-этногр. исследование. М., 1972; Ярми Х. Х. Татар халкыныц поэтик ижаты. Казань, 1967.

Р. Г. Мухамедова. Татарская мифология / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.

Добавить статью

Размещение рекламы


Вступление
в СРО строителей

Вступительный взнос - 20 000 руб.
Ежемесячный взнос – 5000 руб.
Всесторонняя помощь.





Банк Кузнецкий

Администртивно-территориальное деление

Районные центры

Башмаково
Беково
Белинский
Бессоновка
Вадинск
Городище
Земетчино
Исса
Каменка
Колышлей
Кузнецк
Лопатино
Лунино
Малая Сердоба
Мокшан
Наровчат
Неверкино
Нижний Ломов
Никольск
Пачелма
Пенза
Заречный
Пензенский район
Русский Камешкир
Сердобск
Сосновоборск
Спасск
Тамала
Шемышейка