Мегафон
Главная

Пензенская область
Население


Лингво-этнографическая карта
Население Пензенской области
Переписи населения
Подворные перепеси
Всероссийская перепись населения 2002 г.

Этнография

Русские
Русские говоры
А. Н. Гвоздев «Типы великорусских говоров Пензенской губернии»
Русская национальная одежда
Русский двор
Русское жилище
Русская мифология
Русский орнамент
Русская пища
Русский фольклор

Мордва
Мордовская национальная одежда
Пиктографическое письмо и идеограммы
Мордовский двор
Мордовское жилище
Мордовская мифология
Мордовский орнамент
Мордовская пища
Мордовский фольклор

Буртасы в Пензенском крае

Татары-мишари в Пензенском крае
Татарская национальная одежда
Татарский двор
Татарское жилище
Татарская мифология
Мишарский диалект
Общество татарской культуры
Татарский орнамент
Татарская пища
Татарский фольклор

Чуваши в Пензенском крае
Чувашская национальная одежда
Чувашский двор
Чувашское жилище
Чувашская мифология
Общество чувашской культуры
Чувашский орнамент
Чувашская пища

Мещера в Пензенском крае

Евреи в Пензенском крае

Ассирийцы (айсоры) в Пензенском крае

Языки и диалекты
Диалекты в Пензенской области
Диалектологическая карта
Диалектологические экспедиции
Аканье
Иканье
Оканье
Цоканье
Яканье
Городское просторечие Пензы
Картотека В.Д. Бондалетова
Картотека К.Д. Вишневского

Антропонимия
Ономастические конференции
Фольклористика

Мордва в Пензенском крае

Мордва - самая многочисл. общность среди представителей финно-угорской группы уральской языковой семьи на терр. России. Числ. мордвы в Пенз. обл. (1989) 86370 чел. (5,7% от общей числ. нас. области). Наиб. компактно она расселена в Шемыш. р-не (67% от числ. нас. р-на), в Сосновобор. (40%), Камешк. (33%), Никольск. (16%), Лопат. (16%)), Беков. (14%), Белинск. (13%) и М.-Серд. (13%) р-нах. Удельный вес М. в нац. составе нас. области снижается (миграция за пределы края и частичная ассимиляция). (Общее кол-во с 1979 по 1989 сократилось на 10 тыс. чел.). Осн. масса морд. населения проживает в сел. местности. Термин «М.» («mоrdens») является иноназванием народа. Впервые встречается в соч. готского историка Иордана «О происхождении и деяниях готов» (6 в. н. э.). Основа этого этнонима, возможно, происходит из иранских языков (новоперсидское mard – мужчина; древнеперсидское martiya – мужчина, человек). Служит общим наименованием для всего народа, к-рый делится на две осн. группы: М.-мокшу и М.-эрзю. При этнолингвистич. и культурной общности каждая группа сохранила собственное самоназвание – мокша и эрзя, а также различия в языке, материальной и духовной культуре. Формирование М.-мокши – коренного нас. Пенз. края происходило с 6–7 вв. н. э. на основе юж. группы древнеморд. племен. Важную роль в этом процессе сыграли тюркоязычные булгары, пришедшие в Среднее Поволжье из Приазовья в конце 7–8 вв. н. э. М. оседлый земледельч. народ. Селения окружены пашнями и выгонами для скота. Летом жили в легких постройках ок. полей или на лесных бортевых и охотничьих угодьях. Для защиты от внешних врагов строились городки, окруженные высоким тыном, а в лесах устраивались «тверди» – убежища от неприятеля. Морд. племена объединялись в крупные воен. союзы, что ускорялось противоборством Волж. Булгарии и др.-рус. княжеств. Одним из раннефеодальных объединений М. накануне монголо-тат. нашествия была «Пургасова волость» (земли М.-эрзи). Мокшанские земли находились в др. объединении во главе с Пурешем. Монголо-тат. нашествие затормозило консолидацию морд. племен. В сер. 14 в. М.-эрзя была оттеснена от берегов Оки и Волги в леса, морд. земли начинают включаться в состав Рус. гос-ва, особенно после падения Казанского ханства (1552), что имело большое значение для дальнейшего развития материальной и духовной культуры М. Вместе с тем усилился процесс колонизации морд. земель. Ок. городов, построенных на морд. землях, образовывались деревни русских поселенцев. Возникают десятки православных монастырей, занимающихся распространением христианства среди М. Значительно увеличиваются подати и поборы. Б. ч. мордвы переселяется в б. обеспеченные земельными и лесными угодьями р-ны (верховья рек Мокши и Суры). Осн. масса эрзянских переселенцев в Пенз. край была из зап. ч. Алатырского уезда. На новых местах М. селилась обычно отдельно от русских, татар и чувашей. В Пенз. обл. М.-мокша расселена в осн. в Мокш., Наровчат., Белинск. и Шемыш. р-нах, М.-эрзя – в Шемыш. р-не. В Городищ., Никольск., Пенз. и Сосновобор. р-нах находится значит. кол-во смешанных мокшано-эрзянских поселений, составляющих отд. группу мордвы, к-рая имеет ряд особенностей в нар. жен. костюме, фольклоре, обрядах и языке. В прошлом М. исповедовала ранние формы религ. воззрений: тотемические верования, различные магич. обряды, анимистические представления. Вся окружающая действительность подвергалась обожествлению. Древние мордовские теонимы двойные. Первая часть обозначала объект олицетворения, вторая – женщину, мать (Вирь-ава – покровительница леса, Ведь-ава – покровительница воды и т. д.). Обожествлялись также небесные и атмосферные явления. Из них особым почитанием пользовалось солнце. Во главе всех божеств становится б. сильный верховный бог – Шкай (мокш.), Нишке (эрз.). М. подвергалась насильств. крещению, особенно с сер. 18 в. К сер. 19 в. М. считалась христианизированной. Однако длительное время правосл. и языч. обряды сосуществовали. Территор. разобщенность М. привела к тому, что единый общеморд. язык начал развиваться на основе двух ведущих диалектов: появились различия в словарном составе, произношении, морфологии, синтаксисе. Постепенно из двух диалектов образовались два самостоят., но близкородств. языка. В пределах Морд. республики мокш. и эрз. языки являются лит. языками, на них издаются газеты, журналы и худож. лит-ра. Среди М. широко распространен рус. язык. В средних и высших учеб. заведениях, на произ-ве мокша и эрзя общаются в осн. на рус. языке (см. также: Двор мордовский; Жилище мордовское; Мифология мордвы; Мордовские языки; Одежда мордовская; Пища мордовская; Фольклор мордовский).

Лит.: Белицер В. Н. Мордва //Народы мира. Т. 2. М., 1964; Мордва: Историко-этнограф. очерки. Саранск, 1981; Курицын И. И., Юпатова В. Н. География населения Пензенской области. П., 1992; Народы России. М., 1994; Мордва: Историко-культурные очерки. Саранск, 1995; Лажечников И. Некоторые поверья мордвы / Публ. и предисл. О. Савина //Сура. 1997. № 2; Библиография по истории Мордовской АССР. Саранск, 1975.

*ПУРГАС, морд. князь, инязор – глава полит. образования раннефеодального типа мордвы-эрзи. В рус. летописных сводах 12–13 вв. есть упоминание о »мордве Пургасовой», «Руси Пургасовой» и «Пургасовой волости». Современник Пуреша и его осн. соперник в борьбе за верховную власть над всей мордвой. Территория, объединенная под властью П., охватывала на С. правобережье рек Оки и Волги до впадения в Волгу р. Суры, исключая земли, прилегающие к Н. Новгороду. На З. доходила до среднего течения Мокши; на В. до среднего течения р. Суры; на Ю. до правобережья р. Алатырь. П. сумел противостоять экспансии своих значительно б. сильных соседей – объединным силам князей Сев.-Вост. Руси и Волжской Булгарии, не склонился перед мощью монголо-татар.

Лит.: Мордва. Саранск, 1981; Абрамов В. К. По следу времени. Ист. очерки. Саранск, 1991.

**ПУРЕШ, морд. князь, оцязор – глава полит. образования раннефеодального типа мордвы-мокши. В рус. летописных сводах 12–13 вв. есть упоминание о П., к-рый был современником Пургаса и его осн. соперником по борьбе за верховную власть над всей мордвой. Территория, объединенная под властью П., охватывала бассейны рек Цны и Вад и ср. течения р. Мокши. Находясь в окружении б. сильных соседей, он избирает тактику полит. лавирования, заключая союзы то с рус. князьями, то с половецкими ханами. Нашествие монголо-татар заставило покориться владыке татар, т. к. его владения, расположенные б. ч. в лесостепной зоне, были совершенно открыты для монгольской конницы. Став вассалом хана Батыя, П. со своей дружиной включился в состав монголо-татарских войск и направился в Центр. Европу, где и погиб.

Лит.: Аннинский С. А. Известия венгерских мессионеров 13–14 вв. о татарах в Восточной Европе //Исторический архив. М. – Л., 1940. Т. 3; Абрамов В. К. По следу времени: Ист. очерки. – Саранск, 1991.

Литература:
Первушкин В.И. Мордва / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 349-350.
Первушкин В.И. Пургас / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 508-509.
Первушкин В.И. Пуреш / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 509.

Мордовские языки

Мордовские языки - мокшанский и эрзянский, относятся к волжской группе языков уральской семьи; агглютинативного типа (формы слова и производные слова образуются путем присоединения стандартных аффиксов к неизменяемым основам или корням). С нач. 1 тыс. до н. э и до сер. 1 тыс. н. э. существовал единый общеморд. язык, впоследствии распавшийся на мокшан. и эрзян. Различия развились как в связи с диалектными особенностями, так и в результате заимствований из языков хазар, булгар, татар, русских. Самыми древними являются иранские, балтские, затем тюркские и восточнославянские заимствования. Однако осн. словарный фонд имеет общеморд. происхождение. Кол-во рус. заимствований в мокш. и эрзян. языках намного превышает число тюркских, причем самые древние из них проникли в М. я. еще в 5–6 вв. н. э. Под влиянием рус. языка в речи мордвы появились звуки х, ф, начальные звонкие б, г, д, ж, з. Сильному влиянию рус. языка подвергся синтаксис. В мокшанском сильнее, по сравнению с эрзянским, сказывается влияние тат. языка. Менее была подвергнута заимствованиям морфология. До 1917 на мокш. и эрзян. языках составлялись лишь религ. тексты в целях миссионерской деятельности правосл. церкви. Начиная с 17 в. за дореволюц. период было составлено ок. 50 словарей (большинство в рукописном варианте). Оригинальная худож. лит-ра и публицистика стали печататься в сов. время. Письменность мордвы основана на рус. алфавите. Первые попытки преподавания в школах на мокш. и эрзян. языках предпринимались в зем. школах в кон. 19 в. по инициативе морд. интеллигенции. Так, в 1899 в П. учителем Н. Д. Гавриловым был издан «Русско-мордовский словарь. Мокшанско-эрзянское наречие», использовавшийся при обучении. П. – один из первых городов России, где стала издаваться учебная, обществ.-полит. и худож. лит-ра на М. я. Первые морд. печатные буквари в Пенз. губ. появились в 1923–34. М. я. изучал на курсах Морд. отд. при Пенз. пед. техникуме (открыты в 1923), в Морд. пед. техникуме в г. Саранске (с 1925), в П. на курсах для подготовки учителей (с 1926), в с. Мачкасы Шемыш. р-на (откуда курсы переведены в г. Петровск). С 1923 на терр. Пенз. губ. преподавание в морд. школах стало переводиться на родной язык, в 3 морд. волостях адм. делопроизводство велось на М. я. Значительный вклад в формирование лит. мокш. и эрзян. языков внесла периодич. печать: «Од веле» («Новая деревня», П., 1924), «Якстере теште» («Красная звезда», М., 1921), «Якстере сокиця» («Красный пахарь», Саратов, 1921), лит.-худож. ж. «Валда ян» («Светлый путь», Саранск, 1927), ж. «Сятко» («Искра», Самара, 1929) и др. Непродолжит. время в уездных гор. Кузнецке и Петровске выходили газеты на мокш. и эрзян. языках. С образованием Морд. округа (1928) и Морд. автономной обл. (1930) лит-ра на М. я. стала печататься в г. Саранске. Принятые в 1920-е гг. меры способствовали сохранению одного из древнейших языков Поволжья. Совр. мокш. лит. язык развивается с сер. 1930-х гг. на базе краснослободско-темниковского говора, или центр. диалекта. В основу эрзян. лит. языка положен говор с. Козловки (Респ. Мордовия). Диалекты пенз. мордвы изучены слабо. Неоценимый вклад в изучение М. я. внесли лингвист М. Е. Евсевьев, а также пенз. морд. интеллигенция – литераторы, лингвисты и педагоги: Н. П. Барсов, В. Г. Варенцов, В. И. Виард (Ардеев), Н. Д. Гаврилов, З. Ф. Дорофеев, Илька Морыця (И. П. Кривошеев), А. И. Троицкий, Г. К. и Е. К. Ульяновы, Н. Ф. Цыганов, И. Г. Черапкин и др.

Лит.: Мордовское население Пензенской губернии, его прошлое и современное состояние. П., 1927; Ломакина Т. И. Городищенский диалект мокша-мордовского языка: Краткий фонет. очерк //Очерки мордовских диалектов. Т. 4. М., 1966; Феоктистов А. П. Мордовские языки //Основы финно-угорского языкознания. Прибалтийско-финские, саамский и мордовские языки. М., 1975; История Мордовской АССР. Т. 1–2. Саранск, 1981; Мосин М. В., Поляков О. Е. Мордовские языки //Мордва. Саранск, 1995.

Полубояров М.С. Мордовские языки / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 350-351.

Добавить статью

Размещение рекламы


Вступление
в СРО строителей

Вступительный взнос - 20 000 руб.
Ежемесячный взнос – 5000 руб.
Всесторонняя помощь.





Банк Кузнецкий

Администртивно-территориальное деление

Районные центры

Башмаково
Беково
Белинский
Бессоновка
Вадинск
Городище
Земетчино
Исса
Каменка
Колышлей
Кузнецк
Лопатино
Лунино
Малая Сердоба
Мокшан
Наровчат
Неверкино
Нижний Ломов
Никольск
Пачелма
Пенза
Заречный
Пензенский район
Русский Камешкир
Сердобск
Сосновоборск
Спасск
Тамала
Шемышейка