Пензенская область

История
Агрокомплекс
Аптеки
Археология
Архитектура
Афиша

Банки
Библиотеки
Больницы

Ветеринария

Госорганы
Гостиницы

Искусство
Ислам
Иудаизм

Карты
Католицизм
Кладбища
Культура

Люди

Медицина
Мосты
Музеи
Музыка

Население
Наука
Недвижимость
Новости

Образование

Памятники
Парикмахерские
Парки
Почта
Православие
Пресса
Природа
Промышленность

Радио

Санатории
Спорт
Строительство

Театры
Телевидение
Телефония
Торговля
Транспорт
Туризм

Фото

Хозяйство

Экспо
Энергетика


Население


Лингво-этнографическая карта
Население Пензенской области
Переписи населения
Подворные перепеси
Всероссийская перепись населения 2002 г.

Этнография

Русские
Русские говоры
А. Н. Гвоздев «Типы великорусских говоров Пензенской губернии»
Русская национальная одежда
Русский двор
Русское жилище
Русская мифология
Русский орнамент
Русская пища
Русский фольклор

Мордва
Мордовская национальная одежда
Пиктографическое письмо и идеограммы
Мордовский двор
Мордовское жилище
Мордовская мифология
Мордовский орнамент
Мордовская пища
Мордовский фольклор

Буртасы в Пензенском крае

Татары-мишари в Пензенском крае
Татарская национальная одежда
Татарский двор
Татарское жилище
Татарская мифология
Мишарский диалект
Общество татарской культуры
Татарский орнамент
Татарская пища
Татарский фольклор

Чуваши в Пензенском крае
Чувашская национальная одежда
Чувашский двор
Чувашское жилище
Чувашская мифология
Общество чувашской культуры
Чувашский орнамент
Чувашская пища

Мещера в Пензенском крае

Евреи в Пензенском крае

Ассирийцы (айсоры) в Пензенском крае

Языки и диалекты
Диалекты в Пензенской области
Диалектологическая карта
Диалектологические экспедиции
Аканье
Иканье
Оканье
Цоканье
Яканье
Городское просторечие Пензы
Картотека В.Д. Бондалетова
Картотека К.Д. Вишневского

Антропонимия
Ономастические конференции
Фольклористика

Мордовская пища

Мордовская пища - традиционные содержание и характер питания мордвы. Морд. кухня зависела от продуктов, получаемых в хоз-ве от занятий земледелием и жив-вом. Несмотря на нек-рые особенности быта по отдельным р-нам, в видах пищи и способах приготовления блюд серьезных различий среди осн. этнич. групп морд. народа не наблюдалось. В течение столетий вырабатывались определ. кулинарные традиции. Так, при заготовке продуктов впрок их солили или сушили, молоко употреблялось б. ч. сквашенное, отсутствовали специи. С глубокой древности мордва употребляла хлеб (мокш. и эрзянск. кши), к-рый пекли из кислого теста, раскладывая по формам и сажая в печь на разбросанные угли. Любимое блюдо мордвы блины (мокш. пачат, эрзянск. пачалксеть) из ржаной, пшеничной, пшенной, гороховой муки. Обычно они делались очень толстые. Ели их с молоком и маслом. Для того чтобы блины были мягкие и пышные, в тесто добавляли крахмал или мятый сваренный картофель. До 19 в. большое место в рационе занимала репа. Со 2-й пол. 19 в. ее вытеснил картофель (мокш. и эрзянск. модамарь). Картофель обычно отваривался в кожуре, а затем чистился. После этого его толкли, добавляли масло, молоко, сливки. Ели его с рассолом, огурцами, капустой, грибами. Из ягод в летнее время употребляли дикорастущие: малину, ежевику, рябину, землянику, черемуху, особенно калину, к-рая служила начинкой для пирогов, а смешанная с пшеном – для приготовления каш. На зиму ягоды сушили, довольно редко варили варенье. Продукты жив-ва в осн. употреблялись для приготовления обрядовых праздничных блюд. Мясо (мокш. и эрзянск. сивель) в вареном виде как самостоят. блюдо употреблялось редко. Чаще оно использовалось в качестве начинки мучных блюд. Издавна в пищу употреблялась рыба (мокш. и эрзянск. кал). Из свежей рыбы готовили первые и вторые блюда, ее также солили, вялили и коптили. Наиб. древним напитком мордвы было пуре. Его изготавливали из смеси меда, хмеля и ячменя. Пуре было обрядовым напитком и обязательно входило в состав жертвенной пищи. Старинным напитком была и брага (мокш. и эрзянск. поза, брага). Процесс ее приготовления был трудоемким и требовал особых навыков. Изготавливали брагу из ржаной муки, а позднее из столовой или сах. свеклы. Из безалкогольных напитков широко распространен хлебный квас и разведенное водой кислое молоко. Чай получил распространение сравнительно недавно; в кач-ве заварки употреблялись листья смородины, липовый цвет, душица и др. травы.

Пищу готовили на весь день утром в печи. Варила еду свекровь, в больших семьях ей помогали остальные женщины. У мордвы не практиковалась раздельная еда женщин и мужчин. Обычно трапезы совершались всей семьей за общим столом.

Лит.: Мордва. Саранск, 1981.

[В. И. Первушкин. Пища мордовская / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.]

Районные центры

Башмаково
Беково
Белинский
Бессоновка
Вадинск
Городище
Земетчино
Исса
Каменка
Колышлей
Кузнецк
Лопатино
Лунино
Малая Сердоба
Мокшан
Наровчат
Неверкино
Нижний Ломов
Никольск
Пачелма
Пенза
Заречный
Пензенский район
Русский Камешкир
Сердобск
Сосновоборск
Спасск
Тамала
Шемышейка


(c) inpenza.ru | Контакт Индекс цитирования Яндекс.Метрика