Пензенская область

История
Агрокомплекс
Аптеки
Археология
Архитектура
Афиша

Банки
Библиотеки
Больницы

Ветеринария

Госорганы
Гостиницы

Искусство
Ислам
Иудаизм

Карты
Католицизм
Кладбища
Культура

Люди

Медицина
Мосты
Музеи
Музыка

Население
Наука
Недвижимость
Новости

Образование

Памятники
Парикмахерские
Парки
Почта
Православие
Пресса
Природа
Промышленность

Радио

Санатории
Спорт
Строительство

Театры
Телевидение
Телефония
Торговля
Транспорт
Туризм

Фото

Хозяйство

Экспо
Энергетика


Население


Лингво-этнографическая карта
Население Пензенской области
Переписи населения
Подворные перепеси
Всероссийская перепись населения 2002 г.

Этнография

Русские
Русские говоры
А. Н. Гвоздев «Типы великорусских говоров Пензенской губернии»
Русская национальная одежда
Русский двор
Русское жилище
Русская мифология
Русский орнамент
Русская пища
Русский фольклор

Мордва
Мордовская национальная одежда
Пиктографическое письмо и идеограммы
Мордовский двор
Мордовское жилище
Мордовская мифология
Мордовский орнамент
Мордовская пища
Мордовский фольклор

Буртасы в Пензенском крае

Татары-мишари в Пензенском крае
Татарская национальная одежда
Татарский двор
Татарское жилище
Татарская мифология
Мишарский диалект
Общество татарской культуры
Татарский орнамент
Татарская пища
Татарский фольклор

Чуваши в Пензенском крае
Чувашская национальная одежда
Чувашский двор
Чувашское жилище
Чувашская мифология
Общество чувашской культуры
Чувашский орнамент
Чувашская пища

Мещера в Пензенском крае

Евреи в Пензенском крае

Ассирийцы (айсоры) в Пензенском крае

Языки и диалекты
Диалекты в Пензенской области
Диалектологическая карта
Диалектологические экспедиции
Аканье
Иканье
Оканье
Цоканье
Яканье
Городское просторечие Пензы
Картотека В.Д. Бондалетова
Картотека К.Д. Вишневского

Антропонимия
Ономастические конференции
Фольклористика

Чуваши (чаваш) в Пензенском крае

Народ, проживающий преим. в Ср. Поволжье, Прикамье и на Юж. Урале. По переписи 1989, на терр. России проживают 1842000 Ч. В Пенз. обл. – 7075 чел. (0,5% от общ. числа нас. обл.). Осн. масса сосредоточена в Неверк. р-не (4739 чел., или 24,8% от числ. нас. р-на) и в Кузн. р-не. В прошлом в чуваш. селах нынешнего Неверк. р-на проживало: в с. Алешкине в 1709 – 74 чел., в с. Бикмурзине – 49 чел. По переписи 1745–47, в дер. Изекеево – 43 души. Село Неверкино названо по имени чуваша Невера Кебекеева (Кевенеева), поселивш. здесь в нач. 18 в. По переписи 1745–47, в селе жили служилые Ч. – 138 душ. Ныне село чувашско-русско-татарское; с. Сосновый Овраг осн. в нач. 18 в. В 1709 в нем числилось 39 чел. Чуваш. название села – Асла Яли (Большое село); с. Ст. Андреевка упоминается в 1709 как дер. Азрапина, Андреевка тож (53 двора и 228 ясачных Ч.). В Кузн. р-не чуваш. села Тарлаково-1, Тарлаково-2. В Городищ. р-не чуваш. село Шнаево, осн. до 1725 служилыми Ч. Этноним «чуваш» появился в рус. источниках в 1521, но вплоть до 18 в. Ч. отождествлялись с черемисами (марийцами). В антропологич. плане у Ч. есть европеоидные и монголоидные черты. Язык относится к болгарской группе тюркских языков и имеет 2 диалекта: верховой (оканье) и низовой (уканье). Чуваш. лит. язык оформился на основе низового диалекта. В этнографич. плане Ч. делятся на три группы: верховых (вирьял) – северных, низовых (анатри) – южных и средненизовых (анат енчи). В Пенз. обл. живут в осн. низовые. Верующие Ч. православные. Этногенез очень сложен и дискуссионен. Существует точка зрения, что их предками были волжские булгары (булгары-сувары), а историю Ч. начинают со 2-го тыс. до н. э., с эпохи хунну (гуннов); этноним «чуваш» возводится к названию одного из булгарских племен – сувар. В основе этой гипотезы лежит сходство чуваш. языка с позднебулгарским (данные археологии пока не подтверждают эти выводы). Нет объяснения и превращению булгар-мусульман в чувашей-язычников. Согласно другой точке зрения, происхождение Ч. связано с местными финно-угорскими племенами (городецкая и пьяноборская культуры), с к-рыми смешивались пришлые тюркские племена начиная с сер. 1-го тыс. н. э. и кончая крупным переселением волжских булгар в 13–14 вв. после прихода монголо-татар, что подтверждается письмен. и археол. источниками. Во 2-й четв. 15 в. Ч. были включены в состав Казанского ханства, где платили 13 видов податей, несли ратную и трудовые повинности. Крестьяне относились к числу ясачных людей и управлялись ханскими наместниками и чиновниками, а также чуваш. князьями (емпу), сотниками (серпу) и тарханами (турхан). В 1551 добровольно приняли рус. подданство, а в 1552 помогали рус. войску в походе на Казань. Сооружение засечно-сторожевых черт в 16–17 вв. позволило начать заселение юж. р-нов, в том числе и Пенз. края. Всего, по первым ревизским спискам (1717–27), в Ср. Поволжье было 217600 Ч. В 1740-х гг. начался процесс отатаривания тех крестьян, к-рые отказались креститься. Экон. основой хоз-ва Ч. было земледелие. Поля пахали сохой (сухапус), реже плугом и разрыхляли землю дерев. боронами. Соха была однотипной с русской. Применялись также косуля для лесных почв и старинный сабан (акапус) для черноземов в лесостепи. Рожь жали серпами (сурла) и связывали в снопы, снопы складывали в копны (семел). Осн. с.-х. культурой была рожь; сеяли ячмень, овес, пшеницу, горох, гречиху, возделывали коноплю, лен. Сажали картофель, репу, свеклу, чеснок, лук, огурцы, капусту. Крайне слабо было развито жив-во. Занимались бopтничecтвoм и охотой. В прошлом у Ч. существовали малые (7–8 чел.) и большие (до 40 чел.) многопоколенные семьи, в к-рых господствовали патриархальные традиции. Семьи объединялись в общины. В быту была распространена общинная помощь (ниме), к к-рой прибегали при заготовке леса, строит-ве дорог и домов. Чуваш. свадьба (туй) продолжалась 4–5 дней и состояла из комплекса обрядов и церемоний с угощением, пением и скачками, жених платил за невесту калым деньгами. Жениться можно было лишь на девушке из другой деревни. Значит. место в быту занимали религ. праздники как христианские (сурхури – святки), так и языческие (синсе – праздник земли). Большую роль играли с.-х. обряды, часто с жертвоприношениями, и обряды поминальные. В фольклоре выделяются сказания о последнем чуваш. турхане, о разбойнике Уразмете и богатыре Сарри-батыре. Длит. время Ч. пользовались лунно-солнечным календарем, что нашло отражение в календарно-обрядовой с.-х. поэзии. Развит жанр сказок, многие из к-рых схожи со сказками др. народов. Распространенный сюжет – поиски крест. сыном страны счастья. Вокальная нар. музыка одноголосна, с преобладанием пентатоники. Из нац. муз. инструментов были распространены пузырь (шапар), волынка (сарнай), скрипка, гусли (кесле). Периодически в течение года устраивались пирушки для родственников и друзей. Осн. податью были денежный и хлебный ясак, к-рый был в то же время и единицей обложения. Отсюда и название части Ч. ясачными, а находившихся на воен. службе называли служилыми. Широко были развиты ремесла: бондарное, изготовление корзин, телег, кожевенное, сыромятное и войлочное дело, обработка кости. После крест. войны 17 в. Ч. было запрещено заниматься кузнечным и серебряным делом. В сурских лесах действовали пр-тия по произ-ву поташа, смолы, дегтя, в результате чего леса сильно поредели. В наст. время б. ч. Ч. продолжает жить в сел. местности. (См. Двор чувашский, Жилище чувашское, Мифология чувашская, Одежда чувашская, Орнамент чувашский, Пища чувашская.)

Лит.: Народы России; История Чувашской АССР. Чебоксары, 1983. Т. 1; Народы Поволжья и Приуралья. М., 1985; Курицын И. И., Юпатова В. Н. География населения Пензенской области. П., 1992.

Литература:
Белорыбкин Г.Н. ЧУВА’ШИ / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 672.

Районные центры

Башмаково
Беково
Белинский
Бессоновка
Вадинск
Городище
Земетчино
Исса
Каменка
Колышлей
Кузнецк
Лопатино
Лунино
Малая Сердоба
Мокшан
Наровчат
Неверкино
Нижний Ломов
Никольск
Пачелма
Пенза
Заречный
Пензенский район
Русский Камешкир
Сердобск
Сосновоборск
Спасск
Тамала
Шемышейка


(c) inpenza.ru | Контакт Индекс цитирования Яндекс.Метрика