Пензенская область

История
Агрокомплекс
Аптеки
Археология
Архитектура
Афиша

Банки
Библиотеки
Больницы

Ветеринария

Госорганы
Гостиницы

Искусство
Ислам
Иудаизм

Карты
Католицизм
Кладбища
Культура

Люди

Медицина
Мосты
Музеи
Музыка

Население
Наука
Недвижимость
Новости

Образование

Памятники
Парикмахерские
Парки
Почта
Православие
Пресса
Природа
Промышленность

Радио

Санатории
Спорт
Строительство

Театры
Телевидение
Телефония
Торговля
Транспорт
Туризм

Фото

Хозяйство

Экспо
Энергетика


Население


Лингво-этнографическая карта
Население Пензенской области
Переписи населения
Подворные перепеси
Всероссийская перепись населения 2002 г.

Этнография

Русские
Русские говоры
А. Н. Гвоздев «Типы великорусских говоров Пензенской губернии»
Русская национальная одежда
Русский двор
Русское жилище
Русская мифология
Русский орнамент
Русская пища
Русский фольклор

Мордва
Мордовская национальная одежда
Пиктографическое письмо и идеограммы
Мордовский двор
Мордовское жилище
Мордовская мифология
Мордовский орнамент
Мордовская пища
Мордовский фольклор

Буртасы в Пензенском крае

Татары-мишари в Пензенском крае
Татарская национальная одежда
Татарский двор
Татарское жилище
Татарская мифология
Мишарский диалект
Общество татарской культуры
Татарский орнамент
Татарская пища
Татарский фольклор

Чуваши в Пензенском крае
Чувашская национальная одежда
Чувашский двор
Чувашское жилище
Чувашская мифология
Общество чувашской культуры
Чувашский орнамент
Чувашская пища

Мещера в Пензенском крае

Евреи в Пензенском крае

Ассирийцы (айсоры) в Пензенском крае

Языки и диалекты
Диалекты в Пензенской области
Диалектологическая карта
Диалектологические экспедиции
Аканье
Иканье
Оканье
Цоканье
Яканье
Городское просторечие Пензы
Картотека В.Д. Бондалетова
Картотека К.Д. Вишневского

Антропонимия
Ономастические конференции
Фольклористика

Чувашская мифология

Чувашская мифология - древнейшая форма мировоззрения этнич. общности, проживавшей на терр. Пенз. края. Самые древние мифы связаны с деревьями и животными. Они объясняют их происхождение, отношения с людьми, наделение человеч. свойствами. Достаточно рано у чувашей сложились космогонич. мифы. По их представлениям Земля и Небо поначалу пребывали слитно. Но однажды женщина хлебом вытерла испачкавшегося ребенка и, боясь греха, не бросила хлеб на землю, а спрятала его на небе. Чистое небо, опасаясь, что люди могут его загрязнить, отделилось от земли. По древним представлениям небесный мир составлен из 7 ярусов, каждый из к-рых имеет свой цвет. Небо представлялось также и трех-, и двухслойным. Оно после отделения от земли опиралось на 4 столба. Не случайно на месте чуваш. молений ставилось строение на 4 столбах и с крышей. В ранней М. ч. большую роль играли персонажи низшей мифологии – разнообразные духи, бывшие воплощением природных явлений: Арсури – дух леса, Вуташ – дух воды, Вупар – дух удушья, болезней и лунного затмения, Херт-сурт – домовой и др. Мн. из духов носили дуалистич. характер: воплощали и доброе и злое начало. Б. позднее происхождение имеют мифы о богах, антропоморфных сверхъестеств. существах. В чуваш. пантеоне насчитывается б. 200 богов и приданных им духов. В связи со становлением соц. неравенства в М. ч. формировалась идея супрематеизма (превосходство одного из богов над другими), складывалась иерархия богов. Верховным богом становится Султи-Тура, или Тура-Тала. Он бог-творец, податель дождя на поля, дарует урожай и счастье людям. С Султи-Тура связан б. поздний вариант космогонич. мифа чувашей. Он вместе с Пулех выступает как доброе начало мира. Злое начало представлял Шуйтан. С Султи-Тура также связаны теогонич. и антропогонич. мифы. Он создал себе богов-помощников и вылепил из глины людей. При нем находились боги: создатель душ (Чун суратакан тура), детей (Ывал-хер суратакан тура), домашних животных (Выльах-черлех суратакан тура), судьбы (Султи-кепе) и др. В М. ч. сформировались и элементы мифа о конце света. Мн. из миф. обычаев живы в быту чувашей и до настоящего времени. Элементы миф. символики продолжают сохраняться в вышивке и украшениях.

Лит.: Денисов П. В. Религиозные верования чувашей. Чебоксары, 1959; Трофимов А. А. Космогонические представления древних чувашей и отражение их в орнаменте вышивки //Чувашское искусство. Чебоксары, 1976; Салмин А. Народная обрядность чувашей. Чебоксары, 1994.

А. Б. Никонов. Чувашская мифология / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.

Районные центры

Башмаково
Беково
Белинский
Бессоновка
Вадинск
Городище
Земетчино
Исса
Каменка
Колышлей
Кузнецк
Лопатино
Лунино
Малая Сердоба
Мокшан
Наровчат
Неверкино
Нижний Ломов
Никольск
Пачелма
Пенза
Заречный
Пензенский район
Русский Камешкир
Сердобск
Сосновоборск
Спасск
Тамала
Шемышейка


(c) inpenza.ru | Контакт Индекс цитирования Яндекс.Метрика