Дороги 16-17 вв.

Древнейшая из них известна с 9 в. Она связывала столицы Волжской Булгарии и Киевской Руси. В 14 в. сложилась Д., к-рая соединяла золотоордынские города Сарай – Укек – Мохши и далее уходила в р-ны Мурома, Владимира. С возникновением Астраханского, Казанского, Крымского ханств и Ногайской орды появились новые Д. В условиях отсутствия в регионе крупных рек они приобретали первостепенное значение. Д. проходили степными коридорами по водоразделам рек. Для переправ выбирались верховья реки или броды. Астраханская дорога (называлась также Сурской, Московской, Посольской) соединяла прикаспийские степи и Астрахань с М. Проходила по левой стороне верхнего течения Суры через р-н нынешней П. водоразделом между Сурой и Мокшей в р-н нынешнего Инсара и далее на Темников, Кадом, Касимов и на М. Крымская дорога (Большая Посольская, Буртасская) связывала Крымское и Казанское ханства. Проходила по линии р. Ломов – правая сторона р. Инсарки – Каменный брод через р. Иссу (у с. Каменный Брод ныне Иссин. р-на) и далее через окрестности нынешнего Саранска по р. Атемарке через Суру ок. устья р. Аргаш, по р. Корсунова на Казань. Известны две Ногайские дороги (сакмы). Одна из них шла вдоль рек Вороны, Ломова через Козляцкий брод (ныне с. Козлятское Н.-Ломов. р-на) к с. Каремша и далее вдоль Мокши на Наровчат и Темников. Другая – вдоль рек Хопра и Атмиса через р. Ломов у ее устья близ нынешнего с. Прянзерки, где находился нижний Ногайский брод, и далее вдоль Мокши на Наровчат и Темников. С возникновением Шацка (1551–52) большое значение приобретает т. наз. Ардобазарная дорога (Астраханская, Ногайская), к-рая проходила по линии Астрахань – Новохоперск, Шацк, Рязань на М. Из Шацка через села Конобеево и Шаморга на р. Цне по рекам Идовка, Выша, Буртас, Ворона шла Идовская дорога. Между Цнинским и Мокшанским лесами по р. Вад проходила Вадовская дорога. Д. были не только важнейшими торговыми путями, посольскими трактами, но и являлись источником повышенной опасности. По ним совершали набеги крымские и ногайские татары. В 1571 Иван Грозный учредил дозорную сторожевую службу. Пять мещерских сторож, проходивших по терр. края, брали под свой контроль Крымскую, Астраханскую, Ногайские, Вадовскую и Идовскую Д. С 30-х гг. 17 в. в связи с участившимися набегами крымских татар и ногайцев происходит коренное переустройство системы обороны южных и юго-вост. границ Рус. гос-ва. Возводятся новые засечные черты и укрепл. пункты, появляются Верх. и Ниж. Ломовы (1636), Керенск (1636), Атемар (1638), Саранск (1641), Инсар (1647), Пенза (1663), Рамзайский острог (1677–78), Мокшан (1679). Крепости брали под свой контроль степные Д. и защищали нас. дворцовых царских вотчин Наровчата, Краснослободска, Троицка и др. внутр. уездов России. Между вновь построенными городами были проложены новые пути сообщения. Так, г. Керенск, возникший на Вадовской Д., связал В. и Н. Ломовы с Шацком. От него через с. Баранчеевка проходила Д. на Наровч. городище. Через степь к С. от П. пролегла Саранская Д., от к-рой в р-не Кутлинской слободы отходила Инсарская, а в районе д. Авьяс Атемарская дороги. На С.-З. от П. протянулась Ломовская дорога. В источниках кон. 17 в. упоминается и Казачья (или Мокшазаровская) дорога, которая соединяла П. по левобережью Суры через реки Кададу и Кряжим с Сызранью и Самарой.

Лит.: Воронин И. Д. Саранск. Саранск, 1961; Лебедев (2).

[С. В. Белоусов. ДОРОГИ 16–17 вв. на территории Пензенского края / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 416-417.]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *