Деревянная архитектура

ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА в Пензенской области представлена гл. обр. либо культовыми зданиями (церкви, часовни, мечети), либо жилыми домами гор., крест. и помещичьих усадеб. Церкви имеют, как правило, традиц. продольно- осевую композицию с храмом типа «восьмерик на четверике». Их разнообразие достигается за счет различных комбинаций завершений колокольни и храма. Наибольшее распространение получили церкви, храмовая часть к-рых покрыта куполом (Поим Белинск. р-на, 1903; Дубровки Камешк. р-на, 1909; План и Кунчерово Неверк. р-на, 1886, 1882). Разновидностью таких церквей являются одноглавые церкви с шатровой колокольней, ориентир. на традиции камен. культового зодчества 17 в. (Теряевка Неверк. р-на, 1753; Б. Садовка и Балук Сосновобор. р-на, 1900 и нач. 20 в.). Привнесение в их архитектуру барочных мотивов позволило не только приглушить диссонанс между разнотипными завершениями колокольни и храма, но и придать всему объему церкви определ. изящество, к-рым отличалась церковь во имя Иоанна Предтечи в с. Комаровка Кузн. р-на, построенная в 1776 и ныне утраченная. У ряда церквей можно наблюдать сочетание шатровой колокольни с таким же завершением храма: в Корсаевке и Н. Каштановке Белин. р-на, 1873 и 1870; в Новокрещене Городищ. р-на, 1869, и в Сурмине Кузн. р-на, 1928. Причем в последней и обычные для венчающей части завершений главки заменены на небольшие шатры. У остальных же церквей для усиления их выразительности грани шатров изломаны щипцами. К единичным сооружениям в области относятся церкви с пятиглавыми (Тешнярь Сосновобор. р-на, 1897) либо пятишатровыми (Нечаевка и Ребровка Никольск. р-на, 1887 и 1896) храмами. У последней имеется аналог в камен. зодчестве – церковь в с. Карповка Серд. р-на. Уникальной для Пенз. обл. была 9-главая церковь центричной композиции в с. Каменка Кузн. р-на, построенная в «русском» стиле, сочетающая в себе традиции камен. узорочья 17 в. и рус. нар. дерев. архитектуры. К центричным относится также и небольшая церковь в с. Сосновка Кузн. р-на, 1863, отмеченная с трех сторон классич. портиками, придающими ей законченность образа и лаконичность. Сооружением в 1994 в пригороде П. Ахунах шатровой шестиглавой Никольской церкви (арх. Д. А. Борунов) была восстановлена прерванная за годы сов. власти преемственность в стр-ве правосл. храмов на терр. Пенз. обл.

Жилые дома можно условно разделить на здания, типичные для данного региона, и сооружения, резко выделяющиеся на фоне рядовой застройки. Индивидуализация крест. жилища началась в кон. 19 в., городского чуть раньше, с 1870-х гг., в результате проникновения в дерев. стр-во пропильной резьбы, в к-рой особенно большое распространение получили растит. мотивы. На улицах П. можно встретить еще немало домов, украшенных дерев. резьбой. Среди них вершиной фантазии и мастерства является дом лесопромышленника С. Л. Тюрина (см. Тюрины) (ул. Куйбышева, 45-а), в к-ром сейчас размещается Музей народного творчества – девятиоконный особняк с мезонином, весь покрытый дерев. резным кружевом. К интересным пам. дерев. жилой арх-ры П. относится дом надв. советника Г. М. Лысова (ул. Куйбышева, 15), построенный в сер. 19 в., на гл. фасаде к-рого можно видеть украшения, выполненные в редкой для П. технике объемной резьбы. Примером воплощения в дереве приемов, характерных для камен. зодчества, является дом О. И. Копыловой (ул. Володарского, 9). Появившийся в нач. 20 в., он обогатил дерев. архитектуру П. необычным сплавом нар. традиций и принципов классицизма. Широкое использование в декоре дерев. резьбы порой придает дому такое своеобразие, что он становится произв. иск-ва (напр. два дома-близнеца на ул. Ключевского, № 24 и № 26; дома по ул. Гладкова, 24; ул. М. Кочетовка, 1; ул. Гоголя, 33). Однако большинство домов в П. запоминаются не столько своим обликом в целом, сколько отд. фрагментами, среди к-рых представляют интерес чисто пенз. элементы. К ним прежде всего следует отнести навершие оконного наличника с накладной конструкцией, напоминающей скворечник, к-рое можно видеть на домах, расположенных по адресам: ул. Гоголя, 14 и 20; ул. Урицкого, 58; ул. Революционная, 73; ул. Суворова, 82 и др., а также в с. Бессоновка на доме близ ж. д. (ул. Пристанционная, 13), испытавшем на себе влияние гор. архитектуры. Свои отличит. особенности в декоративном оформлении дерев. жилых домов имеет каждый нас. пункт области. Так, в Бессоновке на ул. Центральной выделяется неск. трехоконных домов (№ 172, 208, 238), характерными чертами к-рых являются: почти полное отсутствие у фронтонов нижней части, заполнение всего тимпана и стяжки растит. орнаментом и увенчание фронтона гребнем из просечного железа. Большое разнообразие видов среди деревянных жилых домов наблюдается в Кузнецке, напр. два небольших домика (ул. Кирова, 216, и Стекловская ул., 96), выполненные одним мастером, нижняя часть фронтона к-рых в своей ср. части изогнута дугой вверх, а в образовавшемся поле помещены резное изображение полусолнца и даты их постройки – 1927 и 1928. Необычным является пятиоконный дом (ул. Калинина, 145) с тремя щипцами, увенчанными шпилями. Оригинально решен и фасад дома № 32 по ул. Дарвина: его окна имеют треуг. и трапециевидные завершения, а щипец – объемное заполнение в виде трех дугообразных подзоров. В декоративном оформлении жилых домов Кузнецка можно выделить два осн. направления: украшение их ажурной пропильной резьбой, преим. растит. характера (ул. Белинского, 213; ул. Калинина, 82 и 163; ул. Кирова, 204, 211 и 225; Овражная, 26), придающее зданию выразительность, и исполнение накладных элементов геометрич. формы, характерное для нач. 20 в. В последнем случае происходит явное обеднение архитектуры. Лишь в отд. случаях этот прием оказывается оправданным – при оформлении крупных зданий, там, где их выразительность достигается общей композицией фасада либо оригин. деталями, акцентирующими на себе внимание: фигурными аттиками, пинаклями (ул. Калинина, 130), шатром (ул. Кирова, 161). В Беднодемьяновске наряду с традиц. дерев. домами имеется неск. особняков (ул. Коммунальная, 31; Красный проспект, 31, и Революционная ул., 7), вход в к-рые осуществляется через объемы, покрытые шатрами. В Наровчате лучшим памятником Д. а. является дом, располож. на углу ул. К. Маркса и Советской, богато украшенный пропильной резьбой, эффектно выделяющейся на фоне необшитого сруба. Отличит. особенность зданию придает его угловая часть, имеющая шатровое завершение с врезанными в него с двух сторон треуг. фронтонами. Наиб. выдающиеся памятники жилой Д. а. связаны с усадебным строительством. К сожалению, лучшие из них уже утрачены. Это прежде всего двухэтажный дом помещиков Араповых в Бессоновке, построенный в 1-й пол. 19 в., к-рый имел со стороны парка выступающую по центру полуротонду, окруженную галереей из спаренных коринфских колонн, типичный образец позднего классицизма. Другим памятником дерев. архитектуры был гл. дом усадьбы Шуваловой-Долгоруковой в Земетчине, сочетающий оригинальную объемно-пространств. композицию и характерные для нар. зодчества приемы декоративного оформления. Уникальным элементом декора было помещенное на фронтоне здания огромное изображение солнца – образец умелого использования несложной пропильной резьбы для достижения большей выразительности. В декоре дома помещицы Рихтер в с. Ст. Потловка Колышл. р-на весь акцент сделан на фигурном аттике, украшенном дерев. резьбой и шпилями. Традиция украшать жилые здания пропильной резьбой нашла продолжение в сов. время. В с. Рус. Камешкир не только отд. дома, но и целые улицы являются своеобразными памятниками Д. а. Разработанные жителями этого села бр. Сорокиными орнаменты и мотивы дерев. убранства использованы в гражд. обществ. архитектуре: в украшении трактира «Золотой петушок», ставшего одним из наиб. заметных памятников Д. а. 2-й пол. 20 в. в П., кафе «Засека», построенном на окраине П. в 1978 по проекту того же автора, пенз. худ. А. В. Маматкадзе, где использовались приемы древнерус. теремной архитектуры.

К почти не сохранившимся памятникам Д. а., без к-рых раньше немыслим был ни один сел. ландшафт, относятся ветряные мельницы, существующие в наст. время в д. Никифоровке Иссин. р-на и в с. Озерках Сосновобор. р-на.

Лит.: Пензенская епархия; Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912; Назарова Н., Савин О. Таланты народные.

[А. И. Дворжанский. ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *