Пензенская область

История
Агрокомплекс
Аптеки
Археология
Архитектура
Афиша

Банки
Библиотеки
Больницы

Ветеринария

Госорганы
Гостиницы

Искусство
Ислам
Иудаизм

Карты
Католицизм
Кладбища
Культура

Люди

Медицина
Мосты
Музеи
Музыка

Население
Наука
Недвижимость
Новости

Образование

Памятники
Парикмахерские
Парки
Почта
Православие
Пресса
Природа
Промышленность

Радио

Санатории
Спорт
Строительство

Театры
Телевидение
Телефония
Торговля
Транспорт
Туризм

Фото

Хозяйство

Экспо
Энергетика


Мосты


Мосты и путепроводы

Строительство железнодорожного моста

Пешеходный мост через р. Суру

Транспортная развязка на ул. Луначарского

Мосты и путепроводы в г. Пензе

Сооружения, служащие для перевода дороги через к.-л. препятствие (реку, ж.-д. полотно и др.). По своему назначению мосты бывают железнодорожные, автодорожные, пешеходные, для пропуска водных путей (мосты-каналы) и мосты для целей водоснабжения – акведуки, также и совмещенные мосты. Первые мосты в Пенз. крае стали возводиться с 1660-х гг. В их числе Красненький мост через р. Пензу, выходивший к Михайло-Архангельской церкви, возле к-рой сложилась торг. площадь. Через р. Суру был переброшен Сурский мост, по к-рому ездили в Городище и далее в Симбирск, а гор. обыватели – за дровами и строевым лесом. В кон. 17 в. над р. Пензой пролег Лебедевский мост, назв. в честь первопоселенч. дворянского рода Лебедевых. Особое внимание уделялось стр-ву мостов по почтовым трактам, соединявшим П. с Саратовом, Симбирском, Саранском, Тамбовом. В 17–18 вв. мосты служили также межевыми знаками при распределении земли между служилыми людьми и обозначали границы рыбной ловли. В 1796 гор. управа решила построить первый в П. каменный мост через р. Шелоховку, пересекавшую город с запада на восток. На этой реке было возведено 5 мостов. Второй камен. мост находился у Моск. заставы через р. Кашаевку. К сер. 19 в. в П. было 14 мостов. С 1870-х гг. П. постепенно входила в ж.-д. систему России, быстро превратившись в крупный магистр. узел. В 1874–96 по всем направлениям было построено 5 ж.-д. мостов, опиравшихся на камен. опоры.

В кон. 19 в. были построены мосты в крупных насел. пунктах, в т. ч. привезенный с Парижской выставки железный мост в пгт Иссе (1898).

В марте 1928 закончилось стр-во постоянного Лебедевского моста, выполненного по проекту инж. Губорова и Теплова. Два крупных дерев. моста через р. Суру и один капит. мост через зап. русло Суры на остров Пески были построены в 1946–47. В нач. 1960-х гг. в П. имелось шесть негабаритных путепроводов на пересечении улиц с ж. д. и восемь охраняемых переездов через ж.-д. магистрали. Для решения транс. проблем тогда возникла необходимость снять с П. нагрузки от транзитного транспорта, идущего по автомагистрали Москва – Куйбышев. С этой целью был запроектирован 20-километровый обход г. П. с двумя мостами и одним путепроводом через ж. д. (Пенза – Рузаевка). В 1966 Мостостроительный отряд № 20 завершил стр-во этого обхода. Интенсивная застройка жилых микрор-нов в П. и др. городах области потребовала стр-ва транс. магистралей с целым рядом искусств. сооружений, обеспечивающих бесперебойное движение автотранспорта. Наиб. значит. и интересным с инж. точки зрения является автодорожный мост через р. Суру на обходе автотрасы М. – Самара с «шашлычными» пролетами дл. 43 м (1965), через р. Суру в створе ул. Свердлова с пролетными строениями из цельноперевозимых блоков дл. 33 м, общая дл. моста 234 м (1967), мост через р. Пензу с разрезными сталежелезобетонными пролетами дл. 43 м, общей дл. 137 м (1969). В 1973 было завершено стр-во пешеходного моста через р. Суру в створе ул. М. Горького с гл. пролетом 176 м, общей дл. 292 м.

В 1975 открылось движение по гор. мосту через Суру с пролетами типа «бегущая лань» дл. по 56 м (общая дл. моста с береговыми эстакадами 605 м). В 1970–80-е гг. велось стр-во М. и п. по области. Среди них: мост-плотина у села Неверкино (1982); большой двухпутный ж.-д. мост через р. Суру на участке ж. д. Рузаевка – Инза (1987); мост через р. Сердобу в Сердобске (1986); путепровод в Кузнецке (1988). В результате стр-ва крупных путепроводов в створах ул. 8 Марта и просп. Строителей, дл. 946 м (1985), ул. Коммунистической, Толстого, Гагарина протяженностью 850 м (1986) и автодорожной развязки на проспекте Победы в створе ул. Беляева протяженностью 174 м (1993) П. получила оптим. вариант решения транс. проблем. В 1975 введен в эксплуатацию большой Сурский мост. В 1995–98 в Пенз. обл. введены в эксплуатацию 17 мостов различной конструкции и назначения; среди них: в Бессоновском р-не через р. Суру дл. 270 м (1995), в Иссинском р-не через р. Иссу дл. 59 м (1995), в Пенз. р-не мост через р. Вязовку дл. 77 м (1996), в Неверк. р-не через р. Илимку дл. 48,5 м (1997), в Лунин. р-не мост через р. Б. Вьясс дл. 58,2 м (1998), в Колыш. р-не мост через р. Колышлей дл. 77 м (1998) и др.

Лит.: Хохряков В. Материалы для истории города Пензы //Труды ПУАК. Кн. 3; Щербаков А.Е. «Хочу как в Пензе» //Земство. 1995. № 5; Тюстин А. «Застыли в воздухе мосты» //Мир людей. 1997. 13 авг.

[Е. П. Тюкленкова, А. В. Тюстин. МОСТЫ И ПУТЕПРОВОДЫ / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 352-353.]

Районные центры

Башмаково
Беково
Белинский
Бессоновка
Вадинск
Городище
Земетчино
Исса
Каменка
Колышлей
Кузнецк
Лопатино
Лунино
Малая Сердоба
Мокшан
Наровчат
Неверкино
Нижний Ломов
Никольск
Пачелма
Пенза
Заречный
Пензенский район
Русский Камешкир
Сердобск
Сосновоборск
Спасск
Тамала
Шемышейка


(c) inpenza.ru | Контакт Индекс цитирования Яндекс.Метрика