Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт — совокупность подвижного состава, путей сообщения, помещений по хранению и переработке грузов, техн. обслуживанию, заправке топливом и ремонту подвижного состава, состоящего из автомобилей, тягачей и прицепов. Начало становления Т. а. относится к 1910-м гг., когда в городе появились первые легковые автомобили частного владения. После окончания Гражд. войны в распоряжении Пенз. губ. совета оказались 2 легк. и 26 груз. автомашин. В годы нэпа в П. возникла контора торг.- пром. АО, доставлявшая получателям грузы с ж. д. В 1930 АО было преобразовано в контору «Союзтранс», переимен. в 1933 в Автогужтрест, располагавший 10 машинами, 170 лошадьми. К 1939 в обл. уже работали неск. автотранс. орг-ций. Самая крупная из них – «Союззаготтранс» занималась вывозом хлеба с полей на элеваторы и на ж.-д. погрузку. Перед Вел. Отеч. войной парк ежегодно пополнялся на 100 и более машин; было образовано Беднодемьян. и Никольск. автохоз-ва. Были организованы курсы шоферов в П., а в Кузнецке автомотоклуб.

В годы войны возник дефицит водительских кадров. Срочно были организованы жен. курсы по подготовке шоферов. Среди подготовленных водителей самоотверженно трудились Е. Ф. Скворцова, Ю. В. Ивановская, А. Е. Ручкина, Л. Перфилова и др.

В 1946 был пущен перв. межрайонный автобус по маршруту П. – Н. Ломов; затем П. – Кузнецк, П. – Никольск. За последующие годы увеличились пасс. и грузоперевозки. Если в 1939 было перевезено 2 млн 294 тыс. пасс. и 88 тыс. т грузов, то в 1966 – 78 млн 700 тыс. пасс., 13,5 млн т грузов.

В 1990-е гг. по плотности автодорог с твердым покрытием Пенз. обл. превосходит показатели в целом по России (см. Автомобильные дороги). В период 1970–90-х гг. Т. а. развивался наиб. высокими темпами. К 1991 грузооборот составил 738,7 млн т, перевозки грузов на Т. а. возросли до 21,3 млн т. В середине 1990-х гг. значительно выросло кол-во автомобилей, находящихся в частной и личной собственности граждан. В 1995 в Пенз. обл. физическим лицам принадлежали 100991, юридическим 49173 автомашины, в т. ч. груз. 45192, легковых 99886, автобусов 5086 единиц. В 1998 Т. а. было перевезено 249,0 млн пассажиров и 4 млн тонн грузов, из них на долю р-ных перевозок приходится 43,3 млн. В грузовых перевозках доля негос. Т. а. составила 62%, в т.ч. смешанной формы собственности 36%, частных автопр-тий 26%.

Кол-во перевозимых грузов зависит от местных нужд, удаленности от ж .д. На долю П., Пенз. и Бессонов. р-нов их приходится 27%, Кузнецка и Кузн. р-на 12%, Каменки и р-на 5%, Сердобска и р-на 4%, Никольска и р-на 2%. Относительно высок уд. вес р-нов, производящих сах. свеклу, – Тамал., Земетч., Башмаков. Низкий – М.-Серд., Лопат., Шемыш. (см. нек-рые данные в ст. Транспорт).

Лит.: Власов А., Спиридонов В., Тюкалов В. Пензенский автотранспорт: история, события, люди. П., 1996; Курицын (2).

[В. И. Тюкалов, Е. П. Тюкленкова. Транспорт автомобильный / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *