Ашинская трагедия – самая страшная железнодорожная авария в СССР

Ашинская трагедия – самая страшная железнодорожная авария в СССР

31 год прошел с момента ужасной трагедии, которая произошла в ночь на четвертое июня 1989 года. Напомним, что в это время прогремел мощнейший взрыв газа, в результате которого сгорели два встречных пассажирских поезда. Трагедия произошла на 1710-м километре Транссибирской магистрали, которая расположена неподалеку от города Аша. Известно, что на каменных плитах были выбиты 575 фамилий, однако родственники тех, кто погиб или пропал без вести говорят, что взрыв лишил жизни свыше 780 человек. Выжившие люди получили ожоги, серьезные травмы, а также сломанную психику.

Ашинская трагедия 4 июня 1989 года на 1710-м километре, что произошло

Ужасная трагедия, в подлинность которой поверить сложно даже в 2020 году, произошла неподалеку от подножия Змеиной горы. Дело в том, что через эту гору был проложен газовый трубопровод. В ночь на четвертое июня 1989 года в трубе образовалась пробоина, вскоре образовалось целое облако газа, которое скопилось в том самом месте, где проходила железная дорога, соединявшая Ашу и Улу-Теляк.

Стоит отметить, что погода в тот день была очень жаркой, ветер отсутствовал. Именно отсутствие ветра сыграло ключевую роль – ведь ничего не мешало газовому облаку, в которое в районе 23:10 по Москве ворвались сразу два поезда, один из которых направлялся из Новосибирска в Адлер, тогда как другой состав ехал с точностью до наоборот.

Так вышло, что составы почти разминулись, но именно в этот момент и случился мощнейший взрыв. Вагоны были смяты, словно бумага. Они разлетались по насыпи. Больше всего досталось хвостовым. Из-за взрыва и пожара, который возник после него, 151 гектар леса, который был неподалеку, был уничтожен. Напомним, что в поездах находились 1284 граждан, и это только те, кого удалось установить по билетам. Лишь 52 человека из этого огромного числа не пострадали. Мощность взрыва составила до двенадцати килотонн тринитротолуола. Для того, чтобы вы представили весь масштаб ужасной трагедии, напомним, что во время взрыва в Хиросиме было 16 килотонн. Ударная волна выбила стекла в домах на расстоянии до двенадцати километров от эпицентра взрыва, тогда как столб огня можно было увидеть за сто километров.

Ашинская трагедия – самая страшная железнодорожная авария в СССР

«Мы находились в своем доме и лежали в кровати, я и моя супруга. Она находилась на девятом месяце беременности, ее сон был беспокойным. Она встала первой и подошла к окну, каким-то чудом ей удалось не пораниться осколками. В окне можно было увидеть гриб, который был похож на ядерный взрыв», – заявил главный охотничий инспектор Анатолий Безруков.

Некоторое время у Анатолия в голове были мысли о ядерном взрыве, а значит, он думал о том, что скоро умрет. После того, как гриб начал оседать, он понял, что необходимо что-то делать. Анатолий решил отправить супругу с ребенком к матери, а сам надел форму и побежал по поселку к перекрестку. На этом месте было много людей. Анатолий добавил, что посмотрел на магазины, мол, кто-то мог украсть что-то во время паники, но этого не было. От людей Анатолий узнал, что взрыв случился на железной дороге. Путь на железную дорогу лежал через лес, в итоге пришлось проходить через этот лес. Забравшись по склону в злополучную ложбину, Анатолий и его спутники оказались в том месте, которое больше всего напоминало ад.

«Я до сих пор вижу как люди выползали из огня. Впервые я посмотрел, как горит человек, синим пламенем, это было похоже на газ», – заявил экс-милиционер.

Ашинская трагедия – самая страшная железнодорожная авария в СССР

Анатолий заявил, что он не сразу осознал весь масштаб трагедии. Вначале что-либо разобрать было попросту невозможно. Появилось зарево, вдруг заговорили какие-то голоса, все горело. По его словам, он начал смотреть в определенную точку и даже не обращал внимание на то, что происходит в другом месте. Некоторое время к месту происшествия можно было подойти только со стороны Красного Восхода. Эта дорога и послужила основным путем эвакуации. Раненых людей, которые были без одежды или же в одном белье, начали грузить на борт грузовика и вывозить в клинику в городе Аша. Вначале водителя отправили одного, тогда как следующая ходка прошла уже вместе с вышеупомянутым Анатолием, который был единственным человеком в форме. Дело в том, что при виде человека в форме машину бы не стали останавливать на каждом углу.

Анатолий продолжил – он сказал, что одну женщину погрузили на борт, по его словам, он разжал ее пальцы, а ее кожа осталась на его руке. Все люди, которые были контуженные взрывом, раненые и те, кто обгорел и мог хоть как-то передвигаться, разбежались по лесу в разные стороны. Люди спасались от огня кто как мог. Некоторые граждане находили в себе запас сил для того, чтобы помочь тем, кто в этом нуждался. Вскоре к месту происшествия подошли и подростки, которые возвращались домой с дискотеки. Напомним, что трагедия произошла в одиннадцать часов вечера по Москве.

Со стороны железной дороги также подоспела помощь. Совсем еще «зеленый» машинист Сергей Столяров, который управлял товарным составом, решил отцепить цистерны с нефтью в безопасном месте и сделал несколько рейсов с ранеными на электровозе. Сергей лично грузил их на прицепленную к локомотиву платформу.

Ашинская трагедия – самая страшная железнодорожная авария в СССР

В 90 километрах от места происшествия, в Уфе, с линии сняли все транспортные средства скорой помощи. В этом городе получили информацию, что сгорел целый состав. Вскоре на место происшествия прибыли медики, которые принялись делать людям обезболивающие уколы, однако, несмотря на все старания, многих так и не удалось довезти до больниц живыми.

Ашинская трагедия – самая страшная железнодорожная авария в СССР

Причины и версии

Даже в 2020 году споры о том, из-за чего же произошел пожар, никак не утихнут. Существует предположение, что виновата электрическая искра. Есть и другая теория о том, что детонатором могла стать сигарета, которую мог кто-то из пассажиров глубокой ночью выбросить из окна. Утечку газа также довольно трудно объяснить. Официальная версия гласит, что осенью 1985 году трубопровод повредили ковшом экскаватора. Вначале это была обыкновенная коррозия, однако постоянные нагрузки дали о себе знать, из-за чего образовалась трещина. Эта трещина открылась всего минут за сорок до аварии, а когда проходили составы, внизу скопилось уже достаточно огромное количество газа.

Ашинская трагедия – самая страшная железнодорожная авария в СССР

Строители трубопровода были признаны виновниками аварии. Семь человек были наказаны, среди которых также были прорабы и должностные лица.

Это интересно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *