Пензенская область

История
Агрокомплекс
Аптеки
Археология
Архитектура
Афиша

Банки
Библиотеки
Больницы

Ветеринария

Госорганы
Гостиницы

Искусство
Ислам
Иудаизм

Карты
Католицизм
Кладбища
Культура

Люди

Медицина
Мосты
Музеи
Музыка

Население
Наука
Недвижимость
Новости

Образование

Памятники
Парикмахерские
Парки
Почта
Православие
Пресса
Природа
Промышленность

Радио

Санатории
Спорт
Строительство

Театры
Телевидение
Телефония
Торговля
Транспорт
Туризм

Фото

Хозяйство

Экспо
Энергетика


Архитектура


Градостроительство в Пензенском крае

Деревянная архитектура

Жилой дом

Деревянная резьба

Модерн

Барокко

Классицизм

Неоклассицизм

Псевдоготика

Псевдорусский стиль

Гражданская общественная архитектура

Гражданское строительство

Дом Дворянского собрания

Дом Советов

Здание городской администрации

Крестьянский поземельный и дворянский земельный банки

Дворянский институт

Присутственные места

Мясной пассаж

Магазины на улице Московской

Универмаг

Наместнический (генерал-губернаторский) дом

Губернаторский дом

Вице-губернаторский дом

Мемориальные доски

Городская усадьба

Дворянские усадьбы

ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА Пензенской области

ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА в Пензенской области представлена гл. обр. либо культовыми зданиями (церкви, часовни, мечети), либо жилыми домами гор., крест. и помещичьих усадеб. Церкви имеют, как правило, традиц. продольно- осевую композицию с храмом типа «восьмерик на четверике». Их разнообразие достигается за счет различных комбинаций завершений колокольни и храма. Наибольшее распространение получили церкви, храмовая часть к-рых покрыта куполом (Поим Белинск. р-на, 1903; Дубровки Камешк. р-на, 1909; План и Кунчерово Неверк. р-на, 1886, 1882). Разновидностью таких церквей являются одноглавые церкви с шатровой колокольней, ориентир. на традиции камен. культового зодчества 17 в. (Теряевка Неверк. р-на, 1753; Б. Садовка и Балук Сосновобор. р-на, 1900 и нач. 20 в.). Привнесение в их архитектуру барочных мотивов позволило не только приглушить диссонанс между разнотипными завершениями колокольни и храма, но и придать всему объему церкви определ. изящество, к-рым отличалась церковь во имя Иоанна Предтечи в с. Комаровка Кузн. р-на, построенная в 1776 и ныне утраченная. У ряда церквей можно наблюдать сочетание шатровой колокольни с таким же завершением храма: в Корсаевке и Н. Каштановке Белин. р-на, 1873 и 1870; в Новокрещене Городищ. р-на, 1869, и в Сурмине Кузн. р-на, 1928. Причем в последней и обычные для венчающей части завершений главки заменены на небольшие шатры. У остальных же церквей для усиления их выразительности грани шатров изломаны щипцами. К единичным сооружениям в области относятся церкви с пятиглавыми (Тешнярь Сосновобор. р-на, 1897) либо пятишатровыми (Нечаевка и Ребровка Никольск. р-на, 1887 и 1896) храмами. У последней имеется аналог в камен. зодчестве – церковь в с. Карповка Серд. р-на. Уникальной для Пенз. обл. была 9-главая церковь центричной композиции в с. Каменка Кузн. р-на, построенная в «русском» стиле, сочетающая в себе традиции камен. узорочья 17 в. и рус. нар. дерев. архитектуры. К центричным относится также и небольшая церковь в с. Сосновка Кузн. р-на, 1863, отмеченная с трех сторон классич. портиками, придающими ей законченность образа и лаконичность. Сооружением в 1994 в пригороде П. Ахунах шатровой шестиглавой Никольской церкви (арх. Д. А. Борунов) была восстановлена прерванная за годы сов. власти преемственность в стр-ве правосл. храмов на терр. Пенз. обл.

Жилые дома можно условно разделить на здания, типичные для данного региона, и сооружения, резко выделяющиеся на фоне рядовой застройки. Индивидуализация крест. жилища началась в кон. 19 в., городского чуть раньше, с 1870-х гг., в результате проникновения в дерев. стр-во пропильной резьбы, в к-рой особенно большое распространение получили растит. мотивы. На улицах П. можно встретить еще немало домов, украшенных дерев. резьбой. Среди них вершиной фантазии и мастерства является дом лесопромышленника С. Л. Тюрина (см. Тюрины) (ул. Куйбышева, 45-а), в к-ром сейчас размещается Музей народного творчества – девятиоконный особняк с мезонином, весь покрытый дерев. резным кружевом. К интересным пам. дерев. жилой арх-ры П. относится дом надв. советника Г. М. Лысова (ул. Куйбышева, 15), построенный в сер. 19 в., на гл. фасаде к-рого можно видеть украшения, выполненные в редкой для П. технике объемной резьбы. Примером воплощения в дереве приемов, характерных для камен. зодчества, является дом О. И. Копыловой (ул. Володарского, 9). Появившийся в нач. 20 в., он обогатил дерев. архитектуру П. необычным сплавом нар. традиций и принципов классицизма. Широкое использование в декоре дерев. резьбы порой придает дому такое своеобразие, что он становится произв. иск-ва (напр. два дома-близнеца на ул. Ключевского, № 24 и № 26; дома по ул. Гладкова, 24; ул. М. Кочетовка, 1; ул. Гоголя, 33). Однако большинство домов в П. запоминаются не столько своим обликом в целом, сколько отд. фрагментами, среди к-рых представляют интерес чисто пенз. элементы. К ним прежде всего следует отнести навершие оконного наличника с накладной конструкцией, напоминающей скворечник, к-рое можно видеть на домах, расположенных по адресам: ул. Гоголя, 14 и 20; ул. Урицкого, 58; ул. Революционная, 73; ул. Суворова, 82 и др., а также в с. Бессоновка на доме близ ж. д. (ул. Пристанционная, 13), испытавшем на себе влияние гор. архитектуры. Свои отличит. особенности в декоративном оформлении дерев. жилых домов имеет каждый нас. пункт области. Так, в Бессоновке на ул. Центральной выделяется неск. трехоконных домов (№ 172, 208, 238), характерными чертами к-рых являются: почти полное отсутствие у фронтонов нижней части, заполнение всего тимпана и стяжки растит. орнаментом и увенчание фронтона гребнем из просечного железа. Большое разнообразие видов среди деревянных жилых домов наблюдается в Кузнецке, напр. два небольших домика (ул. Кирова, 216, и Стекловская ул., 96), выполненные одним мастером, нижняя часть фронтона к-рых в своей ср. части изогнута дугой вверх, а в образовавшемся поле помещены резное изображение полусолнца и даты их постройки – 1927 и 1928. Необычным является пятиоконный дом (ул. Калинина, 145) с тремя щипцами, увенчанными шпилями. Оригинально решен и фасад дома № 32 по ул. Дарвина: его окна имеют треуг. и трапециевидные завершения, а щипец – объемное заполнение в виде трех дугообразных подзоров. В декоративном оформлении жилых домов Кузнецка можно выделить два осн. направления: украшение их ажурной пропильной резьбой, преим. растит. характера (ул. Белинского, 213; ул. Калинина, 82 и 163; ул. Кирова, 204, 211 и 225; Овражная, 26), придающее зданию выразительность, и исполнение накладных элементов геометрич. формы, характерное для нач. 20 в. В последнем случае происходит явное обеднение архитектуры. Лишь в отд. случаях этот прием оказывается оправданным – при оформлении крупных зданий, там, где их выразительность достигается общей композицией фасада либо оригин. деталями, акцентирующими на себе внимание: фигурными аттиками, пинаклями (ул. Калинина, 130), шатром (ул. Кирова, 161). В Беднодемьяновске наряду с традиц. дерев. домами имеется неск. особняков (ул. Коммунальная, 31; Красный проспект, 31, и Революционная ул., 7), вход в к-рые осуществляется через объемы, покрытые шатрами. В Наровчате лучшим памятником Д. а. является дом, располож. на углу ул. К. Маркса и Советской, богато украшенный пропильной резьбой, эффектно выделяющейся на фоне необшитого сруба. Отличит. особенность зданию придает его угловая часть, имеющая шатровое завершение с врезанными в него с двух сторон треуг. фронтонами. Наиб. выдающиеся памятники жилой Д. а. связаны с усадебным строительством. К сожалению, лучшие из них уже утрачены. Это прежде всего двухэтажный дом помещиков Араповых в Бессоновке, построенный в 1-й пол. 19 в., к-рый имел со стороны парка выступающую по центру полуротонду, окруженную галереей из спаренных коринфских колонн, типичный образец позднего классицизма. Другим памятником дерев. архитектуры был гл. дом усадьбы Шуваловой-Долгоруковой в Земетчине, сочетающий оригинальную объемно-пространств. композицию и характерные для нар. зодчества приемы декоративного оформления. Уникальным элементом декора было помещенное на фронтоне здания огромное изображение солнца – образец умелого использования несложной пропильной резьбы для достижения большей выразительности. В декоре дома помещицы Рихтер в с. Ст. Потловка Колышл. р-на весь акцент сделан на фигурном аттике, украшенном дерев. резьбой и шпилями. Традиция украшать жилые здания пропильной резьбой нашла продолжение в сов. время. В с. Рус. Камешкир не только отд. дома, но и целые улицы являются своеобразными памятниками Д. а. Разработанные жителями этого села бр. Сорокиными орнаменты и мотивы дерев. убранства использованы в гражд. обществ. архитектуре: в украшении трактира «Золотой петушок», ставшего одним из наиб. заметных памятников Д. а. 2-й пол. 20 в. в П., кафе «Засека», построенном на окраине П. в 1978 по проекту того же автора, пенз. худ. А. В. Маматкадзе, где использовались приемы древнерус. теремной архитектуры.

К почти не сохранившимся памятникам Д. а., без к-рых раньше немыслим был ни один сел. ландшафт, относятся ветряные мельницы, существующие в наст. время в д. Никифоровке Иссин. р-на и в с. Озерках Сосновобор. р-на.

Лит.: Пензенская епархия; Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912; Назарова Н., Савин О. Таланты народные.

[А. И. Дворжанский. ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.]


Хотите выгодно приобрести коммерческую недвижимость в Крыму? Агентство недвижимости Radoff: предлагает к продаже офис в Судаке - доходная недвижимость Крыма - выгодное приобретение

Районные центры

Башмаково
Беково
Белинский
Бессоновка
Вадинск
Городище
Земетчино
Исса
Каменка
Колышлей
Кузнецк
Лопатино
Лунино
Малая Сердоба
Мокшан
Наровчат
Неверкино
Нижний Ломов
Никольск
Пачелма
Пенза
Заречный
Пензенский район
Русский Камешкир
Сердобск
Сосновоборск
Спасск
Тамала
Шемышейка


(c) inpenza.ru | Контакт Индекс цитирования Яндекс.Метрика