Пензенская область

История
Агрокомплекс
Аптеки
Археология
Архитектура
Афиша

Банки
Библиотеки
Больницы

Ветеринария

Госорганы
Гостиницы

Искусство
Ислам
Иудаизм

Карты
Католицизм
Кладбища
Культура

Люди

Медицина
Мосты
Музеи
Музыка

Население
Наука
Недвижимость
Новости

Образование

Памятники
Парикмахерские
Парки
Почта
Православие
Пресса
Природа
Промышленность

Радио

Санатории
Спорт
Строительство

Театры
Телевидение
Телефония
Торговля
Транспорт
Туризм

Фото

Хозяйство

Экспо
Энергетика


Архитектура


Градостроительство в Пензенском крае

Деревянная архитектура

Жилой дом

Деревянная резьба

Модерн

Барокко

Классицизм

Неоклассицизм

Псевдоготика

Псевдорусский стиль

Гражданская общественная архитектура

Гражданское строительство

Дом Дворянского собрания

Дом Советов

Здание городской администрации

Крестьянский поземельный и дворянский земельный банки

Дворянский институт

Присутственные места

Мясной пассаж

Магазины на улице Московской

Универмаг

Наместнический (генерал-губернаторский) дом

Губернаторский дом

Вице-губернаторский дом

Мемориальные доски

Городская усадьба

Дворянские усадьбы

БАРОККО в Пензенской области

БАРОККО - стиль в рус. архитектуре и декоративно-прикладном иск-ве 18 в., отличавшийся декоративной пышностью, динамичными сложными формами и живописностью. В Пенз. обл. представлено лишь памятниками культовой архитектуры. Отд. проявления этого стиля наблюдаются в оформлении наличников у церквей, построенных во 2-й трети 18 в., – в с. Анненкове Кузн. р-на (1743) и с. Чардым Лопат. р-на (1761), основу композиции к-рых составляют храм типа «восьмерик на четверике» и шатровая колокольня. Дальнейшее развитие барочных форм идет по пути увеличения крутизны купола храма, включающего характерные для Б. оконные проемы-люкарны, и насыщения декора криволинейными элементами, что наиб. ярко проявилось в церкви с. Ахматовка Никольск. р-на (1760). Шатровая колокольня начинает уступать место столпообразной (Зеленовка Серд. р-на, 1797), а восьмерик храма, уменьшаясь в размерах, превращается в барабан, завершающий крышу двухсветного четверика (Симбухово Лунин. р-на, 1779, Калинино Пенз. р-на, 1768, Соколка Серд. р-на, 1792). Проникновение в культовую архитектуру классицистич. элементов (фронтонов, портиков) позволяет достичь необыкновенной гармонии, изысканности форм и пропорций, отличающих лучшие памятники переходной от Б. к классицизму поры (собор и колокольня Наровчатского Троицкого Сканова общежительного мужского монастыря, церковь в Комаровке Кузн. р-на, 1776). Широкое распространение получило Б. в интерьере и в первую очередь в оформлении иконостасов, поскольку этот стиль лучше всего отвечал стремлению к пышности и величавости внутреннего убранства храма. Выдающимся произв. монументально-декоративного иск-ва 2-й четверти 18 в. является пятиярусный иконостас церкви в с. Нижнее Аблязово Кузн. р-на, украшенный высокохудож. резьбой и скульп., среди к-рой выделяется скульптурная группа «Сошествие Святого Духа», расположенная на Царских вратах. Интерес представляет и пристенная скульптурная композиция «У гроба Господня», помещенная под резным балдахином, опирающимся на витые колонки. В церкви с. Калинина Пенз. р-на использовано покрытие стен и сводов барочным лепным орнаментом.

[А. И. Дворжанский. БАРОККО / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 620-621.]

Районные центры

Башмаково
Беково
Белинский
Бессоновка
Вадинск
Городище
Земетчино
Исса
Каменка
Колышлей
Кузнецк
Лопатино
Лунино
Малая Сердоба
Мокшан
Наровчат
Неверкино
Нижний Ломов
Никольск
Пачелма
Пенза
Заречный
Пензенский район
Русский Камешкир
Сердобск
Сосновоборск
Спасск
Тамала
Шемышейка


(c) inpenza.ru | Контакт Индекс цитирования Яндекс.Метрика